Сеть кофеен с американскими корнями за четыре года процесса банкротства уже превратилась в настоящий криминальный сериал. Недавно подана очередная жалоба на действия следователей по делу о хищении недвижимого имущества. Компания «Трэвэлерс кофе» ушла в процедуру банкротства ещё в 2018 году. Помимо банкротного дела с сетью кофеен оказалась связана и целая цепочка уголовных дел.
История
Компания «Traveler’s Coffee» была создана в 1997 году американским бизнесменом Кристофером Майклом Тара-Брауном. В 2000 году в Новосибирске открылся эспрессо-бар, а через два года — первая стационарная кофейня Traveler’s Coffee. Был запущен первый обжарочный цех за Уралом. Одна за другой, в центре Новосибирска стали появляться все новые кофейни пользующиеся у жителей города популярностью.
Компания продолжала развиваться за счет инвестиций и франчайзинга которыми руководил Анвар Пириев, со временем ставший совладельцем компании. Общее количество кофеен по состоянию на 2014 г. — 94 в 45 городах пяти стран. Бизнес процветал.
В 2016 году между американским владельцем и Анваром Пириевым начался конфликт. Пириев выкупил за 58 млн руб. часть компании. Ему досталась организация «Трэвэлерс кофе Москва», включающая 25 фрачайзинговых кофеен и пять собственных. Товарную марку московской компании до сих пор носит целая группа компаний: под наименованием «Трэвелерс» зарегистрировано более 40 предприятий.
Таким образом, на рынке остались две независимые компании, существующие под одним брендом. Новосибирская ООО «Трэвэлерс кофе» под руководством Евгения Михиенко (ему передал управление Тара Браун) и московская ООО «Трэвелерс кофе Москва» под руководством Пириева. Traveler`s Coffee Internationa, зарегистрированная на Кипре, расторгла все отношения с московской «веткой». Именно тогда начался корпоративный конфликт, постепенно переросший в настоящую войну.
Бизнес по-русски
Оказалось, что кроме кофеен во владение Пириева перешла и торговая марка. По информации Альтапресс, на момент перехода ее стоимость оценивалась в 750 млн долларов. Нужно ли говорить, что Пириеву она досталась практически бесплатно? В 2017 году Роспатент передал бренд Traveler’s Coffee International ltd. компании, управляемой Пириевым. Михиенко оспаривал это решение, но Арбитражный суд Москвы признали передачу бренда законной. Решением девятого арбитражного апелляционного суда были восстановлены права кипрской компании.
Вскоре, было возбуждено уголовное дело о незаконной передаче торгового знака. Конфликт между Пириевым и Михиенко обострялся.
Весной 2017 года в Москве задержали Евгений Михеенко. Ему были предъявлены обвинения в мошенничестве. Своей вины бизнесмен не признал, считая уголовное преследование происками конкурента. Вскоре все обвинения с него были сняты.
Через год в аэропорту «Шереметьево» задержали Анвара Пириева, обвиненного в вымогательствах и поджогах. Дело в том, что в 2018 году дважды горело одно из помещений конкурирующей с «Трэвелерсом» новосибирской сети «Академия Кофе». Кроме того, были сожжены дача владелицы компании Татьяны Павловой и её автомобиль Land Cruiser.
Правда, вменили Пириеву только вымогательство (ст. 163 УК РФ). Затем преступление было переквалифицировано в более легкое - самоуправство (ст. 330 УК РФ).
Вывод активов
В марте 2018-го ФНС инициировала в отношении новосибирского «Трэвэлерса» процедуру банкротства (№ А45-28761/2018.) Была введена процедура наблюдения. В дело «включились» не только русские контрагенты, но и те самые американские инвесторы. К этому моменту стало ясно, что основная часть активов компании давно была выведена по «левым» схемам в мае 2019 года, когда уже была инициирована процедура банкротства.
Обеспечительные меры ввели только в декабре 2020 года, запретив регистрационные действия с объектом недвижимости. При этом в рамках уголовного дела уже имелись данные о том, что продажа недвижимости – фальшивка. Было возбуждено уголовное дело, все «покупатели» по делу арестованы. Следствие продолжается до сих пор, а имущество в конкурсную массу возвращено так и не было.
Виновные будут наказаны?
В мае 2022-го Евгений Михиенко подал жалобу в прокуратуру на следователей по уголовному делу о хищении имущества. Дело в том, что по информации Континента Сибирь в начале этого года следователь переквалифицировал уголовное дело с ч. 4 статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере», предусматривающей до 10 лет колонии, на ч. 1 ст. 195 УК РФ «Незаконные действия при банкротстве», то есть преступление небольшой тяжести.
Михиенко с такими действиями следователей не согласен. Кроме того, он добивается того, чтобы преступление было квалифицировано по ч. 1 ст. 195 УК РФ («Незаконные действия при банкротстве»), в связи с тем, что имущество «вывели» когда в отношении организации уже была введена процедура банкротства. Ранее, Михиенко неоднократно утверждал, что следствие укрывает реальных виновников хищения. В 2020-м году он даже устроил одиночный пикет у здания областной прокуратуры, прокомментировав для издания НГС.ру:
«Это один из ключевых оставшихся активов, который мог быть использован для покрытия долгов перед кредиторами. В том числе и передо мной. Я считаю, что там имели место и хищение имущества, и легализация похищенного, поскольку помещения сейчас сдаются в аренду, их новый владелец получает прибыль.»
Обратим внимание на то, что нас сегодня процент привлечения к уголовной ответственности по «банкротным» уголовным статьям крайне мал.
«Умысел преступников обычно направлен на завладение активами банкрота, поэтому их действия квалифицируют по общеуголовным статьям», -- считает эксперт Право.ру, партнер юрфирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Дмитрий Клеточкин:
Возможно, «Трэвэлерс кофе» сумеет создать новую уголовную практику в делах о банкротстве. Кроме того, интересна судьба самого недвижимого имущества и возможность его возвращения в конкурсную массу.