Арбитражный управляющий «Научно-исследовательского и проектного института карбамида и продуктов органического синтеза» считает, что КДЛ причинили должнику убытки в размере 1,5 млрд рублей.

Первый арбитражный апелляционный суд оставил в силе определение Арбитражного суда Нижегородской области, который в мае 2023 года отказался привлекать к субсидиарной ответственности по долгам АО «Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза» (НИИК) предполагаемых контролирующих должника лиц – АО «Метафракс Кемикалс» и Олега Костина. Апелляция согласилась, что ответчики не причинили должнику убытки в размере 1,5 млрд рублей, поскольку превышение фактического объема работ и объема, согласованного заключенным НИИК с «Метафракс Кемикалс» договором о проектировании химзавода в Губахе, на 1,5 млрд рублей относится к предпринимательскому риску и не может быть поставлено в вину ответчикам.

О НИИК

«Научно-исследовательский и проектный институт карбамида и продуктов органического синтеза» был основан в 1952 году, изначально как филиал института азотной промышленности. Сейчас это проектная и инжиниринговая компания с офисами в Дзержинске, Москве и Нижнем Новгороде, комплексным отделом в Новомосковске (Тульская область). Институт является партнером крупнейших химических компаний России. До октября 2020 года НИИК возглавлял Олег Костин, затем гендиректором стал Игорь Есин. Акционером НИИК в настоящее время является предприниматель Юрий Яворский. По данным налоговой отчетности на конец 2020 года, основные средства общества составили 198,3 млн рублей, годовая выручка — 5,52 млрд рублей, чистая прибыль – 27 млн рублей.

О банкротстве

В ноябре 2022 года суд признал НИИК банкротом и ввел конкурсное производство. При этом на этапе наблюдения свои требования в реестр должника, в частности, включили Сбербанк (около 1 млрд рублей), ВТБ (701 млн рублей), Россельхозбанк (101 млн рублей), АО «Аммоний» (93 млн рублей) и другие кредиторы. По данным бухгалтерского баланса НИИК за 2020 год, размер активов института составлял 19,2 млрд рублей. Впрочем, из них 11,4 млн рублей составляли нематериальные активы, 3,3 млрд рублей — запасы, и сразу 14,8 млрд рублей – дебиторская задолженность.

О субсидиарной ответственности

С ноября 2017 года НИИК в качестве проектировщика и генподрядчика разрабатывал и строил новый химзавод в городе Губаха Пермского края. Заказчиком завода стоимостью более миллиарда евро выступила крупная компания «Метафракс Кемикалс». Но она расторгла договор подряда с НИИК в 2021 году, сообщал Коммерсантъ. Акционеры института подозревают, что бывшее руководство НИИК заключило заведомо убыточный договор, фактически кредитуя часть работ для заказчика. В марте 2022 года новые акционеры НИИК обратились в суд с требованием солидарно взыскать убытки в 1,5 млрд рублей с бывшего директора института Олега Костина и ПАО «Метафракс Кемикалс».

Арбитражный управляющий НИИК Максим Катан, требуя привлечь Костина и ПАО «Метафракс Кемикалс» к субсидиарной ответственности, также сослался на то, что ответчики причинили должнику убытки в размере 1,5 млрд рублей.

«Заключение договора в результате согласованных скоординированных ответчиками действий повлекло необоснованное снижение стоимости работ, привело к возникновению у должника убытков в сумме более 1,5 млрд рублей и стало одной из причин объективного банкротства АО «НИИК». Учитывая, что сделки, в результате которых должнику причинены убытки, были совершены с участием ответчиков задолго до введения в отношении должника процедуры наблюдения, в целях исключения возможности пропуска процессуальных сроков, временный управляющий считает необходимым и целесообразным обратиться в арбитражный суд в рамках дела о банкротстве АО «НИИК» с заявлением о привлечении контролирующих должника лиц— ПАО «Метафракс Кемикалс» и Костина к субсидиарной ответственности», – следует из заявления Максима Катана.

О позиции суда

Однако Арбитражный суд Нижегородской области, а вслед за ним и Первый арбитражный апелляционный суд не нашли оснований для привлечения «Метафракс Кемикалс» и Олега Костина к субсидиарной ответственности.

Суды учли, что НИИК и «Метафракс Кемикалс» сотрудничали длительное время, поэтому у НИИК была возможность изучить все доступные данные о планируемом строительстве химзавода в Губахе, объективно оценить свои затраты, как материальные, так и организационные в целях передачи результата работ АО «Метафракс Кемикалс» по рыночной цене. Договор был одобрен собранием акционеров НИИК как крупная сделка.

При этом в ходе исполнения сделки стороны подписали ряд дополнительных соглашений, что свидетельствует о заинтересованности НИИК и «Метафракс Кемикалс» в реальном выполнении принятых на себя обязательств. Цена договора была определена сторонами на основании собственного волеизъявления.Также, по условиям договора, НИИК взял на себя риски увеличения стоимости (удорожания) материалов и оборудования, ресурсов, рабочей силы, иных элементов, составляющих цену работ, и обязался не требовать расторжения или изменения договора в связи с таким удорожанием.

«Метафракс Кемикалс» представил в материалы дела заключение экспертов ООО «Абсолют», которым определено соответствие цены договора рыночному уровню цен по состоянию на 2017 год. В суд не были представлены доказательства выгоды у «Метафракс Кемикалс» в виде увеличения (сбережения) активов из-за незаконного или недобросовестного поведения Олега Костина.

Превышение фактического объема работ и объема, согласованного договором, на 1,5 млрд рублей относится к предпринимательскому риску и не может быть поставлено в вину ответчикам, подытожил ранее Арбитражный суд Нижегородской области. Апелляция с этим согласилась (мотивировка еще не опубликована).