Из-за санкций автосервисные компании – официальные представители производителей – не могут в срок обеспечить клиентов оригинальными запчастями. Это чревато массовыми судебными исками и банкротством предприятий.

Минэкономики РФ направило в Минпромторг и Роспотребнадзор полученное от Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) обращение с просьбой ввести меры поддержки для сервисных компаний, представляющих интересы автопроизводителей. Как пишет «Коммерсантъ», АЕБ предлагает на девять месяцев заморозить действие некоторых статей закона «О защите прав потребителей». Например, по закону автопроизводители обязаны в течение 45 дней ремонтировать транспортные средства, находящиеся на гарантии. Если компания отказывается это сделать, то автовладелец может расторгнуть договор купли-продажи машины, потребовать снизить цену на автомобиль или заменить его. За каждый день просрочки ремонта начисляется пеня в размере 1% стоимости товара (или 365% годовых).

Однако сейчас из-за санкций сервисные службы не успевают в положенное по закону время доставить необходимые детали. В результате производители и дилеры рискуют получить иски от клиентов на огромные суммы, что грозит предприятиям банкротством, так как стоимость машин «сопоставима со стоимостью квартир в новостройках», отмечает АЕБ. В письме ассоциации говорится, что для застройщиков установлены значительно более мягкие санкции за просрочку сдачи объектов: 0,03% от ставки рефинансирования ЦБ в день (на данный момент ставка составляет 0,225%). Это несправедливо, считают в АЕБ.

Роспотребнадзоре уже прокомментировал предложение АЕБ: ведомство не поддерживает инициативу, так как, по его мнению, это чревато массовыми отказами в сервисном обслуживании автовладельцев и снижении качества сервиса.

Минпромторг пока о своей позиции не объявлял.

В данный момент наблюдается поток обращений в Правительство РФ о продлении моратория от представителей бизнеса, говорит Алина Нуртдинова, консультант практики «Сопровождение процедур банкротства и антикризисный консалтинг» компании «Лемчик, Крупский и партнеры». В том числе о продлении моратория просят компании, чья деятельность связана с закупкой иностранных товаров либо требует разрешения логистических проблем и разногласий с арендодателями.

Данный факт свидетельствует о том, что еще не все сферы экономики адаптировались к новым реалиям. Вместе с тем, мораторий не стал панацеей и популярным средством защиты для каждого бизнесмена без исключения. Индустрия красоты, рестораторы, отельеры и фитнес-сообщества указывают на отсутствие потребности в продлении моратория.С учетом того, что мораторий вносит существенный дисбаланс в бизнес-отношения, позволяя должнику не платить по денежным обязательствам и не иметь при этом финансовых санкций, продление данной меры может возыметь еще больший негативный эффект для экономики.

Алина Нуртдинова
консультант практики «Сопровождение процедур банкротства и антикризисный консалтинг» юридическая компания «Лемчик, Крупский и Партнеры»
«

По мнению Алины Нуртдиновой, в перспективе пострадать из-за неисполнения своих обязательств могут компании из тех отраслей, которые на данный момент не испытывают существенных трудностей. В связи с этим продление моратория можно рассматривать только в отношении наиболее пострадавших сфер бизнеса (ретейл, автодилеры), как это было в «ковидный» период в 2020 году, считает она.