Отсутствие новых социально значимых проектов строительства и ремонта автодорог, перенос финансирования уже реализуемых объектов в сочетании с высокой ключевой ставкой приведут к негативным последствиям, считают в НАИК.

Национальная ассоциация инфраструктурных компаний (НАИК), объединяющая крупнейших игроков дорожно-строительной отрасли России, прогнозирует деградацию этого сектора экономики в случае отсутствия государственных мер поддержки, сообщает РБК. Такой вывод содержится в аналитическом обзоре организации «Дорожное строительство: оценка состояния и перспективы развития», подготовленном на основе опроса 15 компаний и групп компаний с долей рынка более 50%.

По мнению НАИК, отсутствие новых социально значимых проектов строительства и ремонта автодорог, перенос финансирования уже реализуемых объектов на 1–3 года в сочетании с высокой ключевой ставкой и ростом издержек приведут к целому ряду негативных последствий. Среди них – потеря подрядчиками накопленных компетенций, кадров и техники, расформирование мощностей, замедление роста отрасли, снижение налоговых поступлений, массовые увольнения и рост социальной напряженности, увеличение убытков и банкротства подрядных организаций.

Ухудшение показателей отрасли авторы обзора объясняют макроэкономическими факторами. У компаний выросли расходы на оплату труда (в среднем зарплаты увеличились на 15,5% в 2023 г. и на 29,6% – за 9 месяцев 2024 г.), лизинг техники (портфель вырос на 114%, средняя сумма договора – на 54,6% из-за высоких ставок и удорожания предметов лизинга). Также отмечается рост цен на основные стройматериалы – щебень, песок, битум, металл, дизельное топливо – на 11,1% в 2023 г. и еще на 9,7% – за три квартала 2024 г.

Долговая нагрузка компаний выросла – отношение суммы обязательств 25 крупнейших игроков к EBITDA с госгарантиями составляет 3,2 против 2,7 – в 2023 г. При этом средняя рентабельность в дорожном строительстве не превышает 2,6–3,3% в сравнении с 9,2% в строительной отрасли в целом, включая жилищное строительство.

По данным НАИК, в 2024 г. уже наблюдается снижение основных параметров отрасли. Совокупная выручка по итогам года составит лишь 57,1% от уровня 2022 г. Остаток законтрактованных работ на 2024–2027 гг. снизится с 54,9% до 10,2%. Особо острой ситуация станет с 2025 г. после окончания строительства ряда крупных объектов федеральных трасс. Объемы финансирования новых проектов значительно сокращаются либо переносятся на более поздние сроки.

Для поддержания устойчивости отрасли НАИК считает необходимым продлить на 2025 г. возможность авансирования до 50% от цены госконтракта на поставку товаров, работ и услуг, исключить увеличение сроков работ без индексации цены, ввести систему рейтингования компаний для предоставления лидерам рынка права не вносить обеспечение под аванс или исполнение контракта. Также предлагается разрешить направлять средства из лимита на непредвиденные расходы на оплату процентов по кредитам, привлекаемым для досрочного исполнения договора подряда или при отставании от графика финансирования.

В Минстрое сообщили, что предложения НАИК наряду с другими инициативами экспертного сообщества по поддержке строительной отрасли рассматриваются профильными министерствами. Определенные надежды возлагаются на новый нацпроект «Инфраструктура для жизни», который предполагает финансирование в размере около 4 трлн руб. на 2025–2027 гг., в том числе 1,17 трлн руб. на 2025 г. Однако эксперты предупреждают о возможном смещении сроков реализации даже этих заявленных планов.

По мнению участников рынка, следующий год будет для дорожных строителей таким же сложным, как 2024 г. С одной стороны, анонсируются новые крупные проекты, с другой – их фактическое финансирование может откладываться, создавая кассовые разрывы у подрядчиков. Льготное кредитование инфраструктурных строек вряд ли получит такое же распространение, как в жилищном строительстве. При этом эксперты полагают, что государство будет точечно поддерживать крупнейшие компании, чтобы избежать эффекта домино на их подрядчиков и субподрядчиков.

В целом дорожно-строительная отрасль сталкивается с серьезными вызовами из-за макроэкономической ситуации и бюджетных ограничений. Реализация заявленных мер поддержки и национальных проектов имеет большое значение для сохранения накопленного потенциала и обеспечения дальнейшего развития инфраструктуры страны. Однако даже в этом случае быстрого восстановления докризисной динамики ждать не приходится. Компаниям предстоит непростой период адаптации к новым условиям, оптимизации затрат и повышения эффективности работы.