Суды не проверили размер погашения супругой должника ипотечной задолженности, отметил суд округа.

Марина Макарова дала Игорю Щурову в долг 25 тыс. долларов. Позже супруги Игорь Щурова и Людмила Шмакова заключили брачный договор, по которому имущество, приобретенное Шмаковой в браке, – ее личное. В дальнейшем Людмила Шмакова продала квартиру, купленную в браке, и купила другую, а также продала автомобиль. В рамках процедуры банкротства Щурова кредитор Марина Макарова попросила взыскать половину стоимости проданного в пользу Игоря Щурова. Первая инстанция удовлетворила требование, апелляция частично отменила. Арбитражный суд Московского округа отменил акты в части взыскания, направив спор на новое рассмотрение, обязав суды учесть погашение Людмилой Шмаковой ипотеки и исключить автомобиль (дело № А40-218692/2020).

Фабула

Марина Макарова дала Игорю Щурову в долг 25 тыс. долларов. Позже Игорь Щуров и его супруга Людмила Шмакова заключили брачный договор, по которому имущество, приобретенное Людмилой Шмаковой в браке на ипотечные средства, – ее личное. Людмила Шмакова продала купленную в браке квартиру № 426, купила новую квартиру № 273 в ипотеку и продала автомобиль.

В рамках процедуры банкротства Игоря Щурова его кредитор Марина Макарова попросила взыскать в пользу Щурова половину стоимости проданного имущества – 6,6 млн рублей.

Суды первой и апелляционной инстанций признали брачный договор недействительным.

Марина Макарова пожаловалась в Арбитражный суд Московского округа, рассказал ТГ-канал «Ликвидация и банкротство». 

Что решили нижестоящие суды

Первая инстанция взыскала с Людмилы Шмаковой в пользу Игоря Щурова 6,6 млн рублей – половину стоимости проданных квартир и автомобиля. Суд указал, что из-за недействительности брачного договора это общее имущество супругов.

Апелляция отменила определение в части взыскания 3,15 млн рублей за квартиру № 426, так как деньги от ее продажи пошли на покупку квартиры № 273. В остальной части оставила в силе.

Что решил окружной суд

Арбитражный суд Московского округа указал, что обязательства Людмилы Шмаковой по ипотечному кредиту на покупку квартиры № 273 являются общими обязательствами супругов, так как кредит был использован на нужды семьи. Следовательно, при разделе имущества необходимо учесть погашение Людмилой Шмаковой этого кредита. Нижестоящие суды этого не сделали.

Суды не проверили размер погашения Людмилой Шмаковой ипотечной задолженности. Без этой информации невозможно корректно определить долю от продажи квартиры № 273, подлежащую взысканию в пользу Игоря Щурова. Кассация поручила первой инстанции выяснить сумму выплат по ипотеке и учесть ее при новом рассмотрении.

Кассационная инстанция также не согласилась со взысканием половины стоимости автомобиля в пользу Игоря Щурова. Поскольку брачный договор признан недействительным, а машина была куплена и продана в период брака, то она является совместным имуществом супругов, как и вырученные от продажи деньги. Суд указал исключить стоимость автомобиля из взыскиваемой суммы.

Итог

Арбитражный суд Московского округа отменил взыскание 3,5 млн рублей с Людмилы Шмаковой в пользу Игоря Щурова, направив спор на пересмотр для учета выплат по ипотеке и исключения стоимости автомобиля.