АО «Энергосбыт Плюс», являющееся структурным подразделением холдинга «Т Плюс», направило в Арбитражный суд Свердловской области заявление о признании ОАО «Высокогорский горно-обогатительный комбинат» (ВГОК) банкротом, сообщил «Интерфакс». ВГОК входит в группу компаний ООО «Научно-производственное региональное объединение „Урал"». Сумма требований кредитора к должнику составляет более 360,7 млн рублей.
Высокогорский ГОК является одним из крупнейших горнодобывающих предприятий Урала, производящим железофлюс для доменного производства и железорудный концентрат. В конце 2023 г. комбинат законсервировал шахту «Магнетитовая» ввиду экономической нецелесообразности дальнейшей отработки.
«Энергосбыт Плюс» регулярно взыскивает с ВГОКа долги за потребленную электроэнергию через суд. В последнем случае речь шла о задолженности в размере 219 млн рублей, накопленной за период с марта по июнь 2024 г.
В августе 2024 г. «Энергосбыт Плюс» уже подавал заявление в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о взыскании указанной суммы. В октябре 2024 г. суд полностью удовлетворил иск, однако ВГОК подал апелляцию, ссылаясь на неверный расчет неустойки. В январе 2025 г. апелляционный суд оставил в силе решение первой инстанции.
Помимо долгов перед «Энергосбыт Плюс», у ВГОКа есть многомиллионные задолженности за электроэнергию и перед компанией «Россети Урал». Ранее попытки обанкротить Высокогорский ГОК предпринимали также налоговые органы и другие компании из различных сфер деятельности.
Финансовое положение Высокогорского ГОКа ухудшилось, начиная с 2015 г., на фоне сокращения производства и падения цен на продукцию. По итогам 2023 г. чистый убыток предприятия по РСБУ вырос на 30% по сравнению с предыдущим годом и составил 917,7 млн рублей. Выручка снизилась на 20%, до 4,79 млрд рублей.
На данный момент в структуру ВГОКа входят шахты «Естюнинская» и «Южная», а также карьеры «Центральный» и «Гальянский». На балансе предприятия числится более 300 млн тонн железной руды, а производственные мощности позволяют добывать около 4,5 млн тонн руды и производить более 2 млн тонн агломерата в год.
Почему это важно
Последовательное рассмотрение заявлений о банкротстве ОАО «ВГОК» в рамках дела №А60-60333/2018 длится уже более шести лет без введения первой процедуры банкротства, отметил Денис Логинов, руководитель департамента по взысканию проблемной задолженности Компания «Т Плюс».
За это время у него уже не осталось долгов, которые могли бы быть включены в реестр требований кредиторов. На примере ОАО «ВГОК» мы можем наглядно наблюдать несовершенство законодательства, которое позволяет реализовывать подобные схемы. Остается надежда на формирование судебной практики, которая защитит права кредиторов от таких злоупотреблений со стороны должников.
Вероятность введения процедуры наблюдения Высокогорского ГОКа достаточно высока, учитывая накопившиеся долги и систематические заявления кредиторов о банкротстве. Тот факт, что ГОК уже несколько лет находится в сложном финансовом положении и демонстрирует убытки, повышает риск признания предприятия несостоятельным, указал Давид Кононов, адвокат, руководитель практики «Антикризис и банкротство» Юридической компании «Лемчик, Крупский и партнеры».
Возможная стратегия ГОКа «тянуть» время за счет бесконечных обжалований и попыток оспорить расчет неустойки создает впечатление намерения «перекредитовываться» за счет поставщиков, что может временно оттянуть момент погашения долгов. Однако такой подход влечет дополнительные риски: увеличиваются судебные издержки и расходы у заявителей, проценты и неустойки, которые необходимо будет компенсировать, а само предприятие теряет доверие кредиторов и потенциальных инвесторов. Да и суды обычно становятся менее лояльны к доводам о «временных трудностях». Если в ходе наблюдения окажется, что ГОК не в состоянии исполнить финансовые обязательства, предприятию может грозить процедура конкурсного производства с риском распродажи активов. Подобный сценарий крайне негативен не только для собственников, но и для сотрудников и смежных предприятий, зависящих от деятельности ГОКа.
В итоге длительная стратегия «неплатежа» или «платежа в последний момент» может дать лишь краткосрочный эффект во времени, но не окажет значительного влияния на попытки сохранить предприятие и восстановить его платежеспособность. Для этого нужна заинтересованность и подключение государства, резюмировал он.
Сумма требований кредитора к должнику составляет более 360,7 млн рублей, указал Евгений Изотов, старший юрист практики банкротства Коллегии адвокатов Delcredere.
Из линейной оценки перспектив банкротства ВГОКа следует высокая вероятность введения процедуры банкротства, продолжил он. Так, при анализе картотеки арбитражных дел можно увидеть значительную исковую нагрузку ВГОК. За вторую половину 2024 г. и начало 2025 г. только по искам АО «Энергосбыт Плюс» с ВГОК было взыскано более 450 млн рублей. Иски АО «Энергосбыт Плюс» к ВГОК на сумму еще порядка 65 млн рублей пока не рассмотрены. Помимо исков АО «Энергосбыт Плюс» в картотеке арбитражных дел имеется большое количество исков от иных кредиторов ВГОК. Текущая совокупная исковая нагрузка ВГОК по данным аналитических сервисов доходит до 2,2 млрд рублей. Банк данных исполнительных производств службы ФССП также указывает на значительный объем непогашенной задолженности ВГОК. Аналитические сервисы указывают на размер непогашенной задолженности в рамках исполнительных производств в сумме 2 млрд рублей, сообщил Евгений Изотов.
Стоимость чистых активов предприятия по состоянию на 31 декабря 2023 г. составляла 1,539 млрд рублей. Отчетность за 2024 г. ВГОК пока не раскрывал, однако в предыдущие периоды деятельность компании являлась убыточной. Совокупность перечисленных негативных факторов может указывать на невозможность ВГОК оперативно погашать задолженности перед кредиторами и высокую вероятность введения процедуры банкротства компании. При этом анализ публикаций о намерениях обратиться с заявлением о банкротстве ВГОК на сайте Федресурс указывает, что компания находит способы погасить задолженность перед кредиторами. Если в настоящее время ВГОК изыщет способы погасить задолженность перед АО «Энергосбыт Плюс», то суд не введет процедуру банкротства, отметил он.
По нашему мнению, в данном случае нельзя сказать о сознательном использовании ВГОК стратегии максимально долго не платить по долгам, дожидаясь подачи кредиторами заявления о банкротстве. В судебных актах по делам с участием ВГОК неоднократно упоминается статус ВГОК, как градообразующего предприятия. Такой статус накладывает определенные ограничения на хозяйственную деятельность компании, чем и может объясняться наличие задолженности ВГОК перед кредиторами. При этом для менеджмента ВГОК данная стратегия несет существенные риски в случае введения процедуры банкротства компании.
Наличие признаков банкротства компании влечет обязанность контролирующих лиц подать заявление о банкротстве ВГОК. Следствием неисполнения данной обязанности может являться субсидиарная ответственность контролирующих лиц. Данные риски могут указывать на вынужденный характер действий менеджмента, а не на умышленную стратегию. При этом суд пока не принял к производству заявление кредитора, заключил он.