По мнению суда, КДЛ предпринимали все необходимые мероприятия для улучшения текущей хозяйственной деятельности должника.

Арбитражный суд Кемеровской области отказался привлекать к субсидиарной ответственности по обязательствам ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» предполагаемых контролирующих должника лиц — АО «Газпромбанк», экс-гендиректора Игоря Рытикова и владельца 1% Павла Савкина. Определение суда еще не вступило в законную силу и может быть обжаловано в апелляции.

Заявитель — Андрей Платов (кредитор ООО «Шахтоуправление «Карагайлинское») — указывал, что АО «Газпромбанк» является контролирующим должника лицом и подлежит привлечению к субсидиарной ответственности за имущественный вред должнику и его кредиторам, а также за неподачу заявления о банкротстве. В рамках проектного финансирования Газпромбанку как единственному участнику предоставлены полномочия контролировать ход реализации проекта. Также члены совета директоров и финансовые контролеры ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» являются сотрудниками «внучатых» компаний АО «Газпромбанк», которые согласовывали реестры платежей, а учредителем ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» с ноября 2016 года является подконтрольное Газпромбанку ООО «Технология Добычи».

При этом имущественный вред ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» был причинен заключением кредитных соглашений в период неплатежеспособности должника с июля 2014 года по ноябрь 2019 года и заключением договоров залога имущества должника, конвертацией задолженности из долларов в рубли по одному из самых невыгодных для должника курсов валюты.

Игорь Рытиков, по мнению заявителя, обязан был с момента вступления в должность гендиректора обратиться с заявлением о банкротстве ООО «Шахтоуправление Карагайлинское». Павел Савкин причинил вред ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» одобрением заключения соглашений о капитализации процентов и кредитного соглашения. Кроме того, Савкин должен был подать заявление о банкротстве ООО «Шахтоуправление «Карагайлинское» в сентябре 2017 года, то есть после вступления изменений в ст. 9 закона о банкротстве.

Однако Арбитражный суд Кемеровской области отказался привлекать Газпромбанк, Рытикова и Савкина к субсидиарной ответственности, поскольку заявитель и поддержавшие его другие кредиторы не представили доказательств неправомерного поведения контролирующих должника лиц, повлекшего неплатежеспособность должника. Кроме того, несмотря на неудовлетворительные показатели бухгалтерской отчетности, руководство ООО «Шахтоуправление Карагайлинское» осуществляло все необходимые мероприятия для улучшения текущей хозяйственной деятельности должника. Действия Рытикова и Савкина на протяжении указанного заявителями периода являлись разумным предпринимательским риском, который не может являться основанием для привлечения ответчиков к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

О компании

Шахта «Карагайлинское» в составе угольной компании «Заречная» была введена в строй в октябре 2014 года с проектной мощностью 31–34 тыс. т. угля в месяц. Кредитором строительства шахты выступал «Газпромбанк», писал Коммерсантъ. В рамках проекта была построена собственная обогатительная фабрика «Карагайлинское» мощностью 1,5 млн т. в год. В 2017 году шахтоуправление было выведено из состава УК «Заречная». Летом 2020-го шахта располагала одним забоем с максимальной производительностью 90 тыс. т. угля в месяц. В 2019 году ее добыча составила 0,6 млн т.

О банкротстве

ООО «Шахтоуправление «Карагайлинское» было признано несостоятельным в сентябре 2020 года. В феврале 2021 года стало известно, что Газпромбанк вышел из числа кредиторов шахтоуправления, продав свои требования к шахте (45,2 млрд рублей) кемеровской компании «Промышленный аутсорсинг».

В октябре 2022 года стало известно, что кредитор шахтоуправления – ООО «Промышленный аутсорсинг» — оставил за собой имущество предприятия, находящееся в залоге, сообщал Коммерсантъ. Цена приобретения – 471,3 млн рублей. В залоге у «Промаутсорсинга» находится часть имущества в 40% оценочной стоимости всего имущественного комплекса (2,62 млрд рублей из 6,55 млрд при проведении оценки к первым торгам). Ранее стартовая цена всего производственного комплекса шахтоуправления, включая залоговое и незалоговое имущество, была установлена в 5,895 млрд руб.