Основанием для заявления КУ о привлечении КДЛ к субсидиарной ответственности стало доначисление заводу 1,7 млрд рублей за создание фиктивного документооборота.

Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области отклонил заявление конкурсного управляющего ООО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов» (ВЗАС) и отказался привлекать к субсидиарной ответственности по обязательствам должника его бывшего директора и основного владельца Игоря Смирнова, а также экс-владельца 10% долей Дмитрия Устимова.

КУ настаивает, что контролирующие должника лица (КДЛ) должны быть привлечены к субсидиарке за налоговое правонарушение, совершенное ВЗАС в 2013 -  2014 годах (ФНС выявила нарушение в 2017 году). Однако суд пришел к выводу, что Устимов, владевший в 2013 - 2014 годах 10% долей в ООО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов», по нормам действовавшей в тот период редакции закона о банкротстве не являлся КДЛ, а значит не может быть привлечен к субсидиарной ответственности. Также суд указал, что на момент вменяемых Смирнову действий в законе о банкротстве не было положений, которые предусматривали схожую с подпунктом 3 пункта 2 статьи 61.11 действующей редакции закона о банкротстве презумпцию о невозможности погашения требований кредиторов из-за действий КДЛ, связанных с совершением налогового правонарушения.

Кроме того, по мнению суда, КУ не доказал, что банкротство ВЗАС наступило именно из-за действий Смирнова. Наступление объективного банкротства ВЗАС могло быть обусловлено и общим падением рентабельности продаж предприятия (вторичных алюминиевых сплавов, снижением цены на алюминий во всем мире, что было усугублено валютным кризисом в России (2014 - 2015 годах), что, в свою очередь, в тот период времени привело к росту инфляции, снижению потребительского спроса и общему экономическому спаду, указал суд. Поэтому правовых оснований для привлечения Смирнова к субсидиарной ответственности суд не выявил.

Производитель вторичных алюминиевых сплавов ВЗАС был основан в 1999 году. Завод перерабатывал алюминиевую банку, стружку, шлаки и лом марочных деформированных сплавов. Изначально предприятие функционировало на арендованных площадях завода «Русский дизель» во Всеволожске, но в 2006 году переехало на производственную площадку в промзоне «Рыбацкое» в Петербурге. В начале нулевых объем производства предприятия составлял около 10 тыс. тонн алюминиевых сплавов в год. К 2016 году он достиг почти 60 тыс. тонн, сообщал Коммерсантъ.

Выручка ВЗАС в 2017 году составила около 4 млрд рублей, чистый убыток — 380 тыс. рублей. Игорь Смирнов был главой одной из «дочек» завода «Русский дизель», который связывали с бизнесменом Александром Сабадашем. Сегодня площади ВЗАС арендует металлоперерабатывающий Невский завод цветных металлов.

В 2019 году МИФНС № 10 по Санкт-Петербургу инициировала банкротство ВЗАС. Сумма требований превысила 1,6 млрд рублей. Ранее налоговики уже обвиняли предприятие в уходе от налогообложения с помощью создания формального документооборота и требовали от него уплаты 1,75 млрд рублей. Ведомство пришло к выводу, что ВЗАС совместно с ООО «Невский алюминий» и ООО «Балтийская сырьевая группа» создал формальный документооборот для получения необоснованной налоговой выгоды. Компания обжаловала это решение в арбитраже, но добиться удалось лишь отмены лишних доначислений на 140,1 млн рублей. В апреле 2022 года суд признал ВЗАС банкротом. В реестр были включены требования кредиторов в размере 1,7 млрд рублей.