Комитет Госдумы по финансовому рынку выразил сомнения относительно законопроекта № 743856-8 о приоритетном погашении пеней по имущественным налогам при банкротстве за счет реализации залогов, как следует из заключения комитета.
Этот законопроект был внесен в Госдуму группой депутатов во главе с председателем комитета по вопросам собственности Сергеем Гавриловым. Он разработан во исполнение постановления Конституционного Суда РФ от 31 мая 2023 г. № 28-П, признавшего неконституционными положения Налогового кодекса и Закона о банкротстве в части неопределенности очередности уплаты налога на прибыль.
Авторы учли позиции Конституционного Суда, изложенные в постановлениях от 31 мая 2023 г. № 28-П и от 9 апреля 2024 г. № 16-П.
Законопроект относит к пятой очереди текущих платежей требования, возникшие после принятия заявления о банкротстве: налоги, связанные с продолжением хозяйственной деятельности, налоги на имущество организаций и физлиц, земельный и транспортный налоги, восстановленный НДС.
Требования по обязательным платежам, начисленным при реализации конкурсной массы, предлагается включить в третью очередь.
Документ устанавливает, что налоги на имущество организаций и физлиц, земельный и транспортный налоги, начисленные в ходе конкурсного производства по заложенному имуществу, а также пени должны погашаться за счет продажи залога преимущественно перед требованиями залоговых кредиторов.
Комитет указывает, что основная функция залога – обеспечить приоритетное удовлетворение требований кредитора перед другими кредиторами, при этом его права на участие в собрании кредиторов ограничены ст. 138 Закона о банкротстве.
По мнению комитета, отмена приоритета залоговых кредиторов будет иметь серьезные негативные последствия для рынка кредитования: банки будут вынуждены повышать стоимость кредитов соразмерно рискам, увеличивать резервы и требования к потенциальным заемщикам. Это приведет к удорожанию денежных средств для экономики и существенному снижению налоговых поступлений в бюджет.
Комитет считает необходимым дополнительно обсудить обязанность погашения пеней за счет залогового кредитора, учитывая отсутствие его вины в неуплате налогов должником. Неуплата происходит по объективным обстоятельствам из-за дефицита конкурсной массы и длительности реализации имущества, включая возможное затягивание процедуры другими лицами.
Законопроект предоставляет залогодержателю право просить суд о пропорциональном распределении средств между налогами и его требованиями, если ему достается менее четверти от продажи залога и не установлено, что именно его поведение создало условия для накопления налоговой задолженности.
Комитет указывает, что ограничение доли залогового кредитора 25% от суммы реализации залога может привести к пересмотру банками лимитов кредитования и недооценке предметов залога, стоимость которых будет значительно превышать сумму кредита.
Предлагается установить предельный размер средств от продажи залога для погашения текущих налоговых платежей с учетом позиции банковского сообщества.
Учитывая концептуальный характер изменений в механизм распределения средств, комитет рекомендует установить отложенный срок вступления закона в силу.
При дальнейшей работе над законопроектом комитет предлагает актуализировать положения о замещении активов. Действующие нормы ст. 115 Закона о банкротстве требуют привести в соответствие с Гражданским кодексом и Законом об акционерных обществах, разрешив создавать на базе имущества должника не только открытые акционерные общества, но и ООО или АО.