Ранее суд взыскал указанную сумму убытков с конкурсного управляющего ОАО «Амурметалл» Михаила Котова. Поскольку АУ погасил лишь 6 млн рублей, ВЭБ предъявил претензии страховым компаниям.

Судья Верховного суда Денис Тютин отказался передавать в Экономколлегию жалобу госкорпорации развития ВЭБ.РФ на отказ нижестоящих судов взыскать 1,8 млрд рублей убытков, причиненных конкурсным управляющим ОАО «Амурметалл» Михаилом Котовым, с «Росгосстраха», «Согласия», ВСК и «ГУТА-Страхования». Доводы кассационной жалобы не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела нижестоящими судами допущены нарушения норм материального и процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера, указал судья ВС.

В 2020 году суд по заявлению ВЭБ.РФ взыскал с Михаила Котова 1,8 млрд рублей убытков, причиненных его неправомерными действиями в качестве конкурсного управляющего ОАО «Амурметалл». Суды установили, что Котов при осуществлении полномочий КУ допустил нарушения законодательства о банкротстве, повлекшие причинение убытков ВЭБ.РФ, выразившиеся в ненадлежащем исполнении обязанности по перечислению денег ВЭБ.РФ, поступивших ОАО «Амурметалл» по экспортным контрактам, на получение которых ВЭБ.РФ был вправе рассчитывать как кредитор, чьи требования обеспечены залогом имущества, что привело к нарушению прав ВЭБ.РФ на удовлетворение его требований за счет полученного должником по заложенному требованию.

Однако в ходе исполнительного производства с Котова удалось взыскать лишь 6,2 млн рублей. Поэтому ВЭБ.РФ предъявил требование о выплате 1,798 млрд рублей четырем страховым компаниям: «Росгосстраху», «Согласию», ВСК и «ГУТА-Страхованию». Госкорпорация сослалась на то, что ответственность Михаила Котова была застрахована. Но суды трех инстанций и Верховный суд оснований для взыскания убытков со страховщиков не выявили.

Суды указали, что АО «ГУТА-Страхование» и Михаил Котов заключили договор страхования со сроком действия с 22 июля 2012 года по 21 июля 2013 года. Также Котов заключил в 2016 году договоры страхования ответственности в рамках дела о банкротстве ООО «НПО «Мостовик» с «Росгосстрахом» со страховой суммой 307,9 млн рублей и 40 млн рублей. Кроме того, договор страхования ответственности, заключенный Котовым с ООО «БИН Страхование», действовал с 22 июля 2015 года по 21 июля 2016 года. В октября 2020 года ООО «БИН страхование» передало страховой портфель САО «ВСК».

Суды указали, что убытки возникли в результате расходования Михаилом Котовым денег в период со 2 октября 2013 года по 15 сентября 2014 года, то есть по истечение срока действия договора страхования. Неправомерные действия совершены Котовым не в течение действия указанных договоров страхования, так как указанные договоры страхования заключены после окончания периода совершения конкурсным управляющим Амурметалла неправомерных действий.

Также ООО «СК "Согласие"» в 2022 году уже осуществило выплату страхового возмещения в пользу ВЭБ.РФ в размере страховой суммы, установленной договором страхования (3 млн рублей), действовавшим в период совершения конкурсным управляющим неправомерных действий. То есть ООО «СК «Согласие» исполнило обязанность по выплате страхового возмещения в полном объеме в соответствии с договорными условиями.

Наконец, позиция ВЭБ.РФ о том, что страховым случаем является не только период перечисления денежных средств ненадлежащим кредиторам в 2013 - 2014 годах, но и период бездействия Котова по возврату ВЭБ.РФ денег в период с 2016 по 2020 годы, противоречит нормам закона о банкротстве и установленным по делу обстоятельствам.

Судья ВС Денис Тютин с нижестоящими судами согласился.