Как узнал портал PROбанкротство, конкурсный управляющий АО «АГД Даймондс» Кирилл Прокофьев сообщил о назначении на 26 сентября 2022 года заседания первого собрания кредиторов компании. На собрании планируется решить дальнейшую судьбу предприятия: можно ли его оздоровить и вывести из процедуры банкротства или же нужно признать компанию банкротом и ввести конкурсное производство. Инициатор процедуры банкротства АГД Даймондс – банк ВТБ – в 2021 году заявлял, что наблюдение запущено для защиты от пересмотра сделки по приобретению акций компании в 2017 году.
Интересно: вначале собрание кредиторов АО «АГД Даймондс» планировали провести 4 мая, но оно было отложено по заявлению единственного кредитора должника – Банка ВТБ.
О компании: АО «АГД Даймондс» разрабатывает алмазоносное месторождение им. В. П. Гриба в Архангельской области. Общие запасы трубки имени Гриба оцениваются в 98,5 млн каратов, извлекаемые запасы – в $11 млрд. Ранее владевший компанией Лукойл инвестировал в проект свыше $1 млрд. Добыча начата летом 2014 года, уже в 2015 году АГД Даймондс получила 3,36 млн карат. В мае 2017 года Лукойл продал АО «АГД Даймондс» за $1,45 млрд «Открытие Холдингу». Тогда участники рынка назвали сумму сделки сильно завышенной.
Финданные: в 2021 году выручка АО «АГД Даймондс» превысила 28 млрд рублей, однако чистый убыток составил 57,3 млрд рублей.
Причина убытка: столь крупный убыток АО «АГД Даймондс» в 2021 год не связан с операционной деятельностью. В ноябре 2020 года суд удовлетворил иск ВТБ о взыскании с владельца алмазодобытчика – компании «Открытие промышленные инвестиции» (ОПИ) – $873 млн по кредиту, выданному в 2017 году на покупку его акций у Лукойла, писал Коммерсантъ. Из-за того что ОПИ не исполняло обязательства по кредиту, ВТБ задействовал механизм независимой гарантии, по которой потребовал $964,4 млн с «АГД Даймондс». Дата платежа была назначена на 16 марта 2021 года, но «АГД Даймондс» смог выплатить лишь $120 млн. Так что долг остался в размере $844,4 млн. Кредит ВТБ обеспечен акциями «АГД Даймондс» и 100% акций дочерней компании Grib Diamonds NV (их стоимость оценивалась в 11,4 млрд рублей).
Доводы ВТБ: в ВТБ пояснили, что процедура банкротства инициирована исключительно для защиты интересов банка как кредитора «от угрозы пересмотра сделки по приобретению акций компании в соответствии с исковым заявлением ФАС». В 2020 году антимонопольное ведомство обратилось в суд с целью развернуть сделку 2017 года. Спустя три года после сделки ФАС решило, что покупатель скрыл данные о гражданстве своих акционеров, а ее цена была завышена, писал Коммерсантъ. В ВТБ также указывали на намерение участвовать в примирительных процедурах, направленных на прекращение судебного процесса, возбужденного по инициативе ФАС. Ранее глава банка Андрей Костин говорил, что на «АГД Даймондс» есть претенденты, однако допустил, что банк оставит актив себе.
Процедура банкротства: в октябре 2021 года суд по заявлению ВТБ ввел в отношении АО «АГД Даймондс» процедуру наблюдения. Суд признал обоснованными требования банка в размере 61,6 млрд рублей основного долга и включил их в третью очередь реестра кредиторов. Других включенных в реестр кредиторов у алмазодобытчика нет. В марте 2022 года суд определило, что рассмотрит заявление ООО «РВК-Архангельск» о включении в реестр должника его требования в размере 212 тыс. рублей только после процедуры, следующей за процедурой наблюдения.