Центр стратегических разработок предлагает узаконить статус цифровых аккаунтов, чтобы можно было включать их в конкурсную массу при банкротстве, продавать и наследовать. Минэкономразвития обещало подумать об этом.

О своей инициативе эксперты Центра стратегических разработок (ЦСР) рассказали в докладе «Виртуальные активы: DAO, токенизация корпоративных прав и цифровые аккаунты», с которым познакомился «Коммерсантъ». Авторы доклада отмечают, что роль цифровых аккаунтов пользователей в соцсетях и других ресурсах растет, они приносят владельцам значимые доходы, но в российском законодательстве до сих пор не зафиксирован такой актив.

Участники рынка давно разработали классификацию цифровых аккаунтов: они делятся на личные, почтовые, игровые, бизнесовые и прочие. Во многих зарубежных странах цифровой бизнес законодательно урегулирован. По такому же пути следует пойти и в РФ, считают эксперты ЦСР. В частности, нужно урегулировать вопросы продажи, передачи, дарения, отчуждения, наследования цифровых аккаунтов. Это даст возможность включать бизнес-страницы в соцсетях в состав конкурсной массы при банкротстве.

В российской судебной практике нет таких примеров, вероятно, участникам дела о банкротстве не удается доказать коммерческую ценность таких аккаунтов, отмечают авторы доклада. Однако многие цифровые активы уже не просто сравнялись по стоимости с аналоговыми, но и превзошли их.

По данным биржи рекламы в Telegram-каналах Telega.in и сервиса для управления контекстной рекламы eLama, наибольший доход владельцам аккаунтов приносят реклама и продажи. По подсчетам аналитиков компании Yoloco, блогеры в YouTube с аудиторией от 1 млн пользователей, снимающие интервью и шоу, в 2021 году в среднем зарабатывали на рекламе 689 тыс. рублей (сумма рекламных прайсов, поделенная на их количество). Правда, после введения в 2022 году ограничений монетизации для российских блогеров в YouTube уровень доходов резко упал, однако эти расчеты позволяют судить о доходности виртуальных каналов, говорят эксперты.

Еще один показатель – цена продажи аккаунтов. Одна из самых известных российских сделок состоялась в 2017 году: стендап-комик Артур Чапарян продал созданный им канал в Telegram за 1,2 млн рублей. Несмотря на то что легально выставить на продажу такие активы нельзя (в законодательстве их статус не прописан), то бизнес по торговле аккаунтами активно развивается. Стоимость одного аккаунта варьируется от 10-20 рублей до миллионов рублей, в зависимости от числа подписчиков, наличия фотографии, посещаемости и прочих факторов.

В Минэкономики РФ заинтересовались предложением ЦСР. Чиновники намерены рассмотреть возможность законодательного урегулирования цифровых активов.