Арбитражный суд Москвы по заявлению банка Траст признал банкротом кипрскую компанию Delvenisto Investments Ltd (Лимассол) как ликвидируемого должника. Суд учел, что в 2020 году Траст также в российском суде взыскал с Delvenisto Investments Ltd задолженность в размере 92,7 млн долларов. До сегодняшнего дня должник не исполнил свое обязательство в полном объеме и не уплатил кредитору причитающиеся ему 6,2 млрд рублей основного долга и 131,9 млн рублей неустойки, подчеркнул суд.
Правовое обоснование
Правовое положение физических и юридических лиц в отношениях, регулируемых нормами международного частного права, определяется в соответствии с их личным законом.
Если нормами международных договоров не установлено иное, в РФ личный закон физического лица определяется с помощью коллизионных норм статьи 1195 Гражданского кодекса, личный закон юридического лица — статьи 1202 ГК РФ.
Личным законом регулируются, в частности, установление способности юридического лица отвечать по своим обязательствам, вопросы ответственности учредителей (участников) юридического лица по таким обязательствам, а также вопросы создания, реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе вопросы правопреемства (подпункты 4, 8, 9 пункта 2 статьи 1202 ГК РФ).
По пункту 2 статьи 6 закона о банкротстве, если иное не предусмотрено этим законом, дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее трехсот тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, установленные статьей 3 этого закона.
В соответствии с п. 2. ст. 7 закона о банкротстве, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств.
По существу
Суд учел объяснения банка Траст о том, что Delvenisto Investments Ltd с 2017 года осуществляло деятельность, направленную на получение им дохода от источников (юридических лиц), находящихся на территории РФ, при этом доказательств осуществления деятельности и получения им дохода по месту регистрации (Республика Кипр) отсутствуют.
Так, с 17.01.2017 по 19.07.2017 года должник являлся единственным участником ООО «Краснобродский Южный», а с 07.07.2017 по 31.10.2017 года должник являлся единственным участником ООО «Редвейд». В период с 31.10.2017 по 30.11.2017 года размер доли в уставном капитале ООО «Редвейд», принадлежащий Delvenisto Investments Ltd, составил 69%.
Также Арбитражный суд Москвы учел довод Траста о том, что возможным активом Delvenisto Investments Ltd может являться дебиторская задолженность, взыскиваемая с российских дебиторов.
Потенциальные активы должника, которые подлежат возврату и последующему включению в конкурсную массу, находятся на территории РФ:
права требования к Анастасии Высоткиной;
права требования к АО «Алента» на сумму 1,2 млрд рублей, обеспеченные залогом недвижимого имущества в Москве.
Вывод суда
Delvenisto Investments Ltd имеет перед банком Траст неисполненные денежные обязательства, размер и характер которых применительно к российскому юридическому лицу образовывал бы юридический состав, минимально необходимый для применения института банкротства.
Прочь сомнения
Суд пояснил, что из буквального содержания приведенных выше норм материального закона, статьи 247 АПК и статьи 1 закона о банкротстве не следует наличие у российского суда компетенции по ведению производства по делам о банкротстве иностранной компании как юридического лица, то есть по запуску реабилитационных или ликвидационных механизмов банкротства хозяйствующего субъекта, подчиненного иностранному личному закону.
В то же время, как полагает суд, отказ кредитору в применении предусмотренных российским законом о банкротстве механизмов, направленных на максимально полное и соразмерное удовлетворение требований кредиторов в отношении находящейся на территории Российской Федерации имущественной массы иностранного юридического лица, ограничивал бы право кредитора на получение эффективной судебной защиты со стороны российского суда.
Поэтому, применяя по аналогии общие нормы, устанавливающие условия введения процедур банкротства в отношении российских юридических лиц, Арбитражный суд Москвы посчитал возможным применить к имущественной массе Delvenisto Investments Ltd процедуру конкурсного производства. По убеждению суда, это позволит обеспечить стечение кредиторов, значительная часть которых, вероятно, находится под российской юрисдикцией, произвести идентификацию активов и удовлетворить за их счет требования кредиторов.
В соответствии с российским законодательством следует провести мероприятия конкурсного производства в отношении именно имущественной массы должника, находящейся или тесно связанной с Российской Федерацией, аналогично институтам банкротства неправосубъектных образований (наследственной массы, крестьянского фермерского хозяйства), а также институту распределения имущества ликвидированного юридического лица.
При этом Арбитражный суд Москвы отклонил довод представителя Delvenisto Investments Ltd об отсутствии активов должника на территории РФ, а также об отсутствии ликвидации в отношении должника. Достаточных доказательств в обоснование заявления должника о прекращении производства по делу в материалах дела отсутствуют, пояснил суд.
Законодательством РФ и банкротство иностранных компаний
Арбитражный суд Москвы указал, что довод представителя кипрской компании о том, что законодательством РФ не предусмотрено банкротство иностранных юридических лиц, основан на неверном толковании закона о банкротстве.
Так, Определением Верховного суда РФ от 21.03.2023 № 309-ЭС23-1409 сформирована правовая позиция, согласно которой к имущественной массе должника — иностранного юридического лица, находящейся или тесно связанной с Российской Федерацией, возможно применить положения закона о банкротстве и ввести процедуру конкурсного производства (см. ВС признал законным возбуждение дела о банкротстве в РФ в отношении иностранной компании).
Также в определении Верховного суда от 08.10.2020 № 310-ЭС20-3002 указано на необходимость установления обстоятельств, которые свидетельствуют о наличии эффективной юрисдикции судов Российской Федерации в отношении имущества, находящегося на ее территории, равно как и в отношении ответчика, чья деятельность по извлечению прибыли с территории Российской Федерации тесно связана с ее территорией.
В данном случае Арбитражный суд Москвы, исследовав деятельность должника, пришел к выводу, что с 2017 года Delvenisto Investments LTD осуществляло деятельность, направленную на получение им дохода от источников, находящихся на территории РФ, при этом доказательств осуществления деятельности и получения им дохода по месту регистрации (Республика Кипр) отсутствуют. Среди прочего, о ведении предпринимательской деятельности должника на территории РФ свидетельствует заключение им кредитных договоров и договоров цессии с российскими банками (ПАО «Промсвязьбанк»).
А представленная банком Траст выписка из реестра компании Республики Кипр свидетельствует о том, что Delvenisto Investments LTD не ведет деятельность и не представляет финансовую отчетность на территории Республики Кипр: в графе «Статус» выписки указано «Опубликовано уведомление за три месяца», что является аналогом записи в ЕГРЮЛ о недействующем юридическом лице и дает право государственным органам исключить должника из реестра компаний.
Учет санкций Евросоюза
Арбитражный суд Москвы также учел, что согласно восьмому пакету санкций Европейского союза (Decision (CFSP) 2022/1909), юридические фирмы не предоставляют услуги по признанию и исполнению на территории ЕС решений судов, полученных за пределами ЕС российским клиентам. Поэтому юридическое сопровождение признания и исполнения российского судебного решения на территории Кипра ограничено согласно введенным санкциям.
Банк Траст не имеет возможности инициировать банкротство должника на территории республики Кипр, поэтому отказ в возбуждении дела о банкротстве на территории РФ повлечет нарушение его прав в связи с невозможностью дальнейшего поиска имущества должника и взыскания задолженности, пояснил суд.
Итог
Арбитражный суд Москвы признал обоснованным требование банк Траст и ввел в отношении кипрской компании Delvenisto Investments Ltd процедуру конкурсного производства. Конкурсным управляющим утверждена член ААУ «СИРИУС» Инна Анохина. Требование Траста включено в третью очередь реестра.
Почему это важно
Адвокат коллегии адвокатов GR Legal Денис Ткач отметил, что Арбитражный суд Москвы пошел по пути Арбитражного суда Уральского округа и Верховного суда, которые в декабре 2022 года и в марте 2023 признали возможной процедуру банкротства в России компании Пандора Консалтинг, зарегистрированной в офшорной юрисдикции Сент-Китс и Невис.
Очевидно, что российские суды приняли для себя возможность банкротства иностранных компаний в России и на основании норм российского законодательства. Примечательно, что мотивировочная часть постановления округа содержит указание на то, что суд считает, что в соответствии с российским законодательством следует провести мероприятия конкурсного производства в отношении именно имущественной массы должника, находящейся или тесно связанной с Российской Федерацией, аналогично институтам банкротства неправосубъектных образований (наследственной массы, фермерского хозяйства), а также институту распределения имущества ликвидированного юридического лица. В связи с этим возникают вопросы о возможности оспаривания сделок должника, совершенных за пределами РФ, или привлечения к ответственности контролирующих лиц за пределами РФ. Впрочем, возможность признания российских судебных актов о банкротстве иностранцев, в целом, вызывает большие сомнения. Очевидно, мы наблюдаем возникновение нового механизма перераспределения российского имущества иностранных компаний.