Банки в первом квартале 2024 года продали коллекторам 56,4 млрд рублей просроченных кредитов граждан, что составляет 89% от всех выставленных на продажу долгов, узнали Ведомости. По данным Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), это рекордная доля закрытых сделок для традиционно низких первых кварталов за последние три года.
Всего за январь – март банки выставили на продажу просроченных долгов на общую сумму 63,5 млрд рублей — год к году показатель вырос на 2,2%. Так, в первом квартале 2023 года банки пытались реализовать просрочки на 62,1 млрд рублей, а в январе – марте 2022 года — на 62,8 млрд рублей. Но год назад коллекторы скупили только 85,1% (52,9 млрд рублей долгов), а в первом квартале 2022 года — и вовсе 69,9% (43,9 млрд рублей).
Средняя цена продажи цессий (переуступка прав требования выплаты третьему лицу) в первом квартале 2024 года составила 7,8%. Еще год назад она была 6,9%, а в тот же период 2022 года — 10,78%.
Просроченная задолженность граждан и компаний попадает от банков к коллекторам несколькими способами. Первый: банк заключает агентский договор с коллекторами, согласно которому те имеют право взыскивать просрочку и получают за это комиссионное вознаграждение. Другой способ — продажа накопившейся просрочки на официальных онлайн-аукционах или напрямую от банков. В этом случае коллекторское агентство, покупая портфель долгов, становится новым кредитором, и платежи граждан по долгам идут в его пользу. При выставлении долгов на продажу банки указывают только тело долга, то есть без учета штрафных пеней. Стоимость цессии определяется в процентах от общей суммы задолженности.
Традиционно первые кварталы на рынке цессии являются наиболее спокойными с точки зрения предложения, отмечают в НАПКА. Для сравнения: в третьем квартале 2023 года банки выставили на продажу 77,2 млрд рублей долгов, а коллекторы выкупили рекордный объем за последние два года – 75 млрд рублей (97,1%). Рекордный показатель закрытых сделок среди первых кварталов за последние три года говорит о том, что продавцы и покупатели достигли взаимопонимания в части покупки и продажи (ценового паритета), считают в НАПКА.