Частные инвесторы в первом квартале 2024 года вложили офисную недвижимость Москвы 14 млрд рублей, а институциональные — только 9 млрд. При этом по итогам прошлого года соотношение было совершенно иным: 135 млрд рублей поступило от институциональных и 48 млрд — от частных инвесторов. Таковы данные исследования, которое провели Moscow Communications Agency (MCA) в партнерстве с Commonwealth Partnership и проектом «ЦКАД 165».
Его авторы объясняют изменение тренда, в частности, появлением новых форматов (например, гибких офисов), а также продажей помещений в мелкую нарезку, блоками от 50 кв. метров. Это существенно расширяет возможности для привлечения небольших инвесторов.
«Отличительной особенностью офисного рынка является его многослойность и наличие большого количества «субтрендов». Все «подсегменты» офисов объединяет одно — активный спрос и крайне оперативное вымывание с рынка наиболее привлекательных опций», — комментирует Полина Афанасьева, руководитель департамента исследований и аналитики Commonwealth Partnership.
Наиболее перспективным опрошенные экспертами инвесторы назвали складской сегмент: 35% респондентов оценили его инвестиционную привлекательность в 8-10 баллов, 60% присвоили 4-7 баллов, 5% — в 1-3 балла из 10 возможных. Для сравнения: офисной и торговой недвижимости 65% респондентов поставили 1-3 балла, что говорит о низком интересе, отмечают эксперты.
Ключевым трендом 2024 года складскую недвижимость считают 60% респондентов. Они связывают это с высокой доходностью (12,5% годовых против 11% у офисов и 8,5% у ритейла), бурным развитием маркетплейсов, региональных логистических и инфраструктурных проектов и низкой вакантностью хранилищ.
Однако есть ряд проблем, которые тормозят инвестиционный процесс, говорят опрошенные. Самый негативный фактор — «дорогие деньги».
«Повышение процентных ставок усложняет доступ к кредитным ресурсам и увеличивает стоимость финансирования проектов», — поясняют аналитики.
Вторая проблема связана с ростом сроков окупаемости проектов. Третья — с увеличением стоимости стройматериалов и ремонта: это критично для 87% компаний.