В принятых в закон поправках подчеркивается, что по решению арбитражного суда филиал иностранного юрлица может быть преобразован в хозяйственное общество. У нового общества будут Устав и исполнительный орган власти. А значит, к нему будут применимы правила о банкротстве юридического лица.

Госдума приняла в трех чтениях законопроект № 1197674-7, которым внесены поправки в закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» и в еще ряд законодательных актов. Президент РФ Владимир Путин подписал закон с новыми поправками 14 июля 2022 года. Среди прочего, дополнена пунктом 7.1 статья 21 закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Эта статья регулирует вопросы открытия и прекращения деятельности в России филиалов и представительств иностранных юридических лиц.

Что поменяется?

Нововведение предусматривает, что действие аккредитации филиала или представительства иностранного юрлица – разработчика недр или владельца газотранспортной инфраструктуры – прекращается в случае принятия судебного акта о преобразовании филиала или представительства в хозяйственное общество. Такое преобразование будет происходить с даты вступления в силу указанного судебного акта в соответствии со статьями 5 – 18 закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», отдельные законодательные акты Российской Федерации и об установлении особенностей регулирования имущественных отношений».

Речь идет о филиалах и представительствах компаний из «недружественных» стран. Мера коснется иностранных юрлиц (разработчиков недр или владельцев газотранспортной инфраструктуры), решивших прекратить свою деятельность в России, не имея на то экономических оснований (в частности, после начала спецоперации), а также тех, кто уклоняется от целевого использования имущества представительства, мешает его нормальному функционированию, соблюдает санкции или решил уволить более трети сотрудников в России.

С большой долей вероятности данный законопроект изначально направлен на применение 127-ФЗ как некой крайней меры к сложившейся ситуации, в которой российские кредиторы практически лишены возможности защитить свои имущественные права иным путем. Конечно, практика уже и сейчас исходит из возможности банкротства находящейся в РФ имущественной массы иностранной компании – что показывает, например, дело Pandora consulting LC (А76-31539/2021), однако такой подход пока не является устоявшимся, а законодательное закрепление однозначно укажет на возможность защиты кредиторами своих прав через процедуру банкротства.

Владлена Шкаева
старший юрист Юридическая компания «Варшавский и партнеры»
«

При чем тут банкротное законодательство?

В принятых поправках подчеркивается, что по решению арбитражного суда филиал или представительство иностранного юрлица могут быть преобразованы в хозяйственное общество с передачей такому обществу объектов гражданских прав, прав и обязанностей иностранного лица, связанных с ведением его деятельности в России. То есть в единый государственный реестр юридических лиц будет вноситься запись о регистрации вновь созданного хозяйственного общества. Размер уставного капитала хозяйственного общества определяется решением арбитражного суда в минимальном для ООО размере или в большей сумме. У преобразованного общества будет Устав, исполнительный орган власти и т. д. А значит, к бывшему филиалу или представительству иностранного юрлица будут применимы правила о банкротстве юридического лица.  

Законопроект системно вписывается в проводимую политику защиты «брошенных» активов и дополняет Закон о внешней администрации. В то же время инициировать судебное дело о преобразовании филиала могут либо российские участники, владеющие не менее 25% долей в уставном капитале, либо руководитель иностранного юридического лица или филиала, что существенно ограничивает сферу действия механизма на практике. Учитывая, что владение активами иностранных компаний как правило структурируется через общества, учрежденные «иностранцами» на территории России, прогнозируемое количество таких преобразований невелико.

Анна Ившина
арбитражный управляющий Союз арбитражных управляющих «Созидание»
«

Арбитражный управляющий Анна Ившина считает: вместе с тем положения законопроекта прямо направлены на избежание возникновения неплатежеспособности таких филиалов:

1

«Перечень подлежащего переходу к вновь созданному обществу имущества достаточно объемен и включает в себя, помимо прочего, денежные средства самой иностранной компании, находящиеся на счетах в российских банках, все доли и акции такой иностранной компании в российской юрисдикции.

2

В состав обязательств в обязательном порядке включаются только имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отношении иных обязательств суд может установить, что они не переходят к вновь созданному лицу, если стоимость имущества и сумма обязательств, переходящих к хозяйственному обществу при преобразовании филиала, явно не соразмерны с общей стоимостью имущества и суммой обязательств такого иностранного юридического лица.

Учитывая сложность получения информации об имуществе иностранного юридического лица, а также оценочный характер критерия, суды могут просто исходить из объема подлежащего передаче имущества и при его недостаточности ограничиваться подтверждением правопреемства только в части обязательств, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В то же время хочется верить, что подобная практика будет пресекаться, так как принудить к исполнению обязательств российскую компанию, которой переданы активы иностранной, гораздо легче, чем иностранную, российские активы которой уже зафиксированы на балансе вновь созданного общества.

Таким образом, с одной стороны, риторика поправок не предполагает создание убыточных компаний на базе филиалов, ведь фактически все предложенные законопроекты, касающиеся иностранных компаний, направлены на смягчение негативных последствий санкций для экономики, на (в определенной степени) принудительное продолжение хозяйственной деятельности, а следовательно сохранение рабочих мест, выполнение социальных гарантий, исполнение обязательств перед контрагентами и бюджетом.

С другой стороны, банкротство позволяет передать готовый бизнес заинтересованному инвестору, соответственно исключить из участников «иностранцев», чьи доли владения возникают во вновь созданном обществе автоматически. Однако наличие такой возможности, даже если имеются формальные признаки несостоятельности, само по себе не свидетельствует о том, что она будет использоваться повсеместно. Скорее видится ситуация, когда доли иностранных лиц в ООО будут продаваться российским участникам, которые за счет этого могут погасить долги, если иностранная компания действительно намерена уйти с российского рынка».