Генпрокуратура РФ потребовала в Ленинском райсуде Ярославля обратить пакет в размере 81,6% акций ПАО ТГК-2 в доход государства. Ответчиками выступают семь компаний а также экс-сенатор Чувашии Леонид Лебедев, который считается бенефициаром ПАО ТГК-2. Актуальные бенефициары ТГК-2 не раскрываются. При этом компанией владеют несколько офшорных структур.
Генерирующая компания ТГК-2 создана весной 2005 года в рамках реорганизации РАО «ЕЭС России». В нее вошли энергетические активы в Архангельской, Вологодской, Костромской, Новгородской и Ярославской областях. Энергомощность электростанций — 2,45 ГВт. Компанию после реформы приобрела группа «Синтез» Леонида Лебедева. Около 20% акций ТГК-2 торгуется на Московской бирже. Капитализация компании — 7,7 млрд рублей.
На время судебного разбирательства в отношении компании приняты временные обеспечительные меры, из-за чего реестродержатель ООО «Реестр-РН» не смог подвести итоги голосования на годовом собрании акционеров 30 июня. Интересно, что в состав ТГК-2 вошли в основном старые и неконкурентные ТЭЦ, которые постоянно наращивали долги перед банками и поставщиками топлива. В 2022 году прибыль ТГК-2 снизилась почти втрое (до 85,49 млн рублей). Компания не платит дивиденды с 2007 года. Среди крупнейших кредиторов ТГК-2 — «Газпром межрегион Ухта» (долг 4,18 млрд рублей), «Газпром межрегион Ярославль» (4,11 млрд рублей), неназванный банк (3 млрд рублей). На конец 2022 года задолженность по уплате налогов превысила 765 млн рублей.
Руководители ТГК-2 неоднократно становились фигурантами уголовных дел. Так, в 2016 году под уголовное преследование попал Леонид Лебедев и другие неустановленные лица, которых обвинили в хищении у ТГК-2 220 млн долларов. При этом Леонид Лебедев уехал из России и получил кипрский паспорт. В 2021 году было возбуждено дело в отношении руководителей ТГК-2 и «Архоблэнерго» Надежды Пинигиной и Валерии Заикиной. По мнению следователей, в 2018 году ТГК-2 по решению архангельского Минимущества получила в управление АО «Архоблэнерго», а затем обвиняемые организовали закупку топлива у подконтрольной им организации по завышенным ценам. Ущерб оценивается в сумму более 300 млн рублей.