Федеральная налоговая служба расширяет полномочия по оценке надежности бизнеса, рассказал «Коммерсантъ». Согласно правительственному проекту поправок к Закону РФ «О налоговых органах Российской Федерации» (№ 909036-8), который уже одобрен к первому чтению комитетом Госдумы по бюджету, ФНС сможет анализировать данные о финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и формировать официальные выписки с результатами проверки по запросу самих компаний или третьих лиц.
Такие данные будут востребованы участниками рынка для преддоговорных проверок контрагентов, при проведении закупок, а также государством для обеспечения безопасности бюджетных расходов при предоставлении региональных налоговых льгот и в рамках гособоронзаказа. Фактически, расширение полномочий ФНС необходимо для полноценной работы ее сервиса оценки юридических лиц, который уже запущен в экспериментальном режиме с 15 марта 2023 г.
Юристы отмечают, что ранее бизнес самостоятельно проводил проверку контрагентов через выписки из ЕГРЮЛ, публичную финансовую отчетность, косвенные данные и сервисы-агрегаторы, формируя доказательственную базу добросовестности на случай налоговых споров или судебных разбирательств. Однако риски налоговых доначислений все равно сохранялись, поскольку сервисы не гарантировали согласие налоговой службы с их выводами.
Новая выписка от ФНС даст официальную оценку рисков, которую можно будет использовать в спорах с налоговыми органами, обосновывая добросовестность при выборе контрагента. Новая выписка ФНС предложит официальный и стандартизированный «финансовый портрет» контрагента, существенно упрощая процедуру due diligence для бизнеса.
Почему это важно
Что касается задач снижения рисков для нужд госзаказа, то поправки в действующий Закон «О налоговых органах Российской Федерации» позволят за счет дополнительной аналитики получать достоверную аналитику о текущем финансовом состоянии и возможных фискальных нарушениях потенциальных компаний-исполнителей госзаказа, отметила Ирина Вишневская, управляющий партнер Консалтинговой группы «Ирвикон».
По ее словам, важнейшие задачи по господдержке предприятий и компаний в рамках целевых госпрограмм позволят принимать обоснованные решения в этой сфере. При коммерческих сделках любая дополнительная объективная информация о контрагенте также позволит избежать необоснованных рисков. Но здесь необходимо еще достаточно кропотливо рассмотреть все аспекты, связанные с коммерческой тайной, кругом физических и юридических лиц, которые могут получать указанную в законе информацию.
В целом, законодательные инициативы, направленные на повышение «прозрачности бизнеса» и, тем самым, снижение связанных с этим рисков только улучшат все направления, как во взаимодействии государства и бизнеса, так и в чисто коммерческих проектах. Есть и обратная сторона медали: аресты руководителей и собственников компаний, исполняющих госконтракты, а также руководства и топ-менеджеров никак не способствуют завершению работ. Расследование экономических преступлений в сфере госзакупок продолжает сопровождаться мерой пресечения в виде заключения под стражу, блокирование деятельности организаций. При этом следствие перестало доказывать умысел, не уделяется внимание изучению и установлению причин срыва госконтрактов, оценке внешних факторов, сложной экономической ситуации и другим условиям. Экспертизы на стадии следствия проводятся зачастую поверхностно и халатно.
Александр Тихов, руководитель департамента финансово-экономических экспертиз Консалтинговой компании «АВЕРТА ГРУПП», указал, что законопроект закрепляет за ФНС право официально анализировать финансово-хозяйственную деятельность компаний и выдавать выписки с результатами оценки, что, по его словам, узаконивает уже действующий сервис ФНС и устанавливает процедуру направления таких данных организациям и третьим лицам.
На практике нововведения могут существенно повлиять на работу бизнеса. Выписки ФНС могут использоваться при госзакупках, выдаче налоговых льгот, банковской проверке и преддоговорной оценке контрагентов. Для компаний важно, что предусмотрена возможность оспорить выводы анализа до передачи информации третьим лицам. Однако пока неясно, насколько объективной и проверяемой будет методика оценки (и сами критерии оценки), особенно в спорных ситуациях. Возникает риск субъективности и правовой неопределенности использования этих данных как инструмента давления, если не будет прозрачности критериев и процедуры пересмотра результатов. Поэтому эффективность механизма будет напрямую зависеть от качества регламента, который предстоит утвердить.