В последние два года инвесторы активно вкладываются в отечественные франчайзинговые проекты. В числе самых прибыльных — магазины у дома. Однако набирают популярность и промышленный, образовательный, гостиничный бизнес.

В 2022 году из России начался массовый исход иностранных франшиз, одновременно произошло изменение структуры франчайзингового бизнеса. От продуктов по продаже товаров и услуг тренд смещается в сторону производственных и гостиничных решений, констатируют эксперты, опрошенные журналом CRE.

Сегодня большая часть денег остается в стране, не вывозится за границу, поэтому спрос на франчайзинговые проекты вырос, а предложение пока увеличивается не пропорционально ему.

Франшизы — это «драйвер развития и экономики, и социалки», считает Галина Радаева, председатель совета Союза участников франчайзингового рынка.

«Рост сейчас идет в строительстве и туризме, однако готовых франшиз здесь мало. Я почти никого, например, не могу назвать в строительной отрасли, потому что это бизнес, требующий серьезного контроля. Не хватает готовых франшиз и в производстве, в частности, мебели, легкой промышленности. Спрос же на них весьма высок: постоянно растет потребность в таких товарах, рынки растут», — комментирует Галина Радаева.

Растет спрос на производственные франшизы, «но их ничтожно мало», добавляет Екатерина Сойак, эксперт в сфере франчайзинга, генеральный директор EMTG.

«На фоне роста спроса на складские помещения, в том числе со стороны селлеров маркетплейсов, растет число и складских франшиз. Объем стартовых инвестиций здесь начинается от 3-5 млн и уходит «в космос» в зависимости от формата, площади и наличия помещения», — говорит Екатерина Сойак.

С ростом объемов загородного строительства увеличивается спрос на торговые и сервисные услуги в пригородах. Например, магазины стройтоваров, автозапчастей, торговые точки в формате «тысяча мелочей», автомойки и прочие — все это отличные варианты для инвесторов, готовых работать по франшизе, считает Андрей Завьялов, эксперт по ритейлу, партнер компании «Правотворчество».

Растет также интерес к удобным и быстрым форматам питания, вендинговой торговле, постаматам, обучающим продуктам (детские центры, дошкольное образование, IT-образование).

Олег Изотов, руководитель категории коммерческой недвижимости на «Авито», добавляет к этому перечню франшизы ателье, химчисток и точек ремонта.

«После ухода иностранных брендов, в том числе из люкс-сегмента, люди стали чаще поддерживать и восстанавливать уже имеющиеся вещи», — поясняет Олег Изотов.

Однако «упакованных» предложений на рынке не хватает, поэтому инвесторам стоит обратить внимание на наиболее ходовые из них, считают эксперты.

«Например, в сфере творчества и хобби. Художественные, музыкальные школы, театральные кружки для различных возрастных групп с быстрой концепцией преподавания (не академической) были бы востребованы у людей, которые всегда мечтали научиться играть, рисовать, лепить, но не за пять лет, а, к примеру, за десять-двадцать уроков», — рассуждает Илья Смирнов, руководитель отдела развития бизнеса региональной сети «Курьер Сервис Экспресс».

В перечне самых популярных франшиз эксперты называют:

супермаркеты «Пятерочка», инвестиции от 19 млн рублей в открытие одной торговой точки;

автокафе Coffee Machine, от 1,5 млн рублей;

бухгалтерская поддержка 1С:БухОбслуживание, от 500 тыс. рублей;

услуги лабораторной диагностики «Инвитро», от 400 тыс. рублей;

пункты выдачи заказов «Яндекс Маркет», от 250 тыс. рублей;

бухгалтерские услуги Global Finance бухгалтерский учет, от 20 тыс. рублей.

По наблюдениям компаний Sokolov и franshiza.ru, в последние годы происходит гендерное перераспределение в франчайзинговом бизнесе. Если раньше 80% предпринимателей составляли мужчины, то теперь их доля лишь 54%.

Мужчины в основном рассматривают франчайзинговые проекты с инвестициями от 1,5 млн рублей. У женщин диапазон шире: от 600 тыс. до 3 млн рублей. При этом проекты свыше 20 млн рублей предпочитают реализовывать мужчины.

Эксперты считают, что франчайзинговые проекты как минимум не менее перспективы для инвесторов с точки зрения доходности, чем вложения в классические объекты недвижимости: склады, торговые центры, офисы, жилье.