Арбитражный управляющий попыталась оспорить конституционность пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ.

Конституционный суд РФ отказался рассматривать жалобу арбитражного управляющего Татьяны Никоновой, которая оспаривала конституционность пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса, определяющего размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физлицам. Никонова ссылалась на то, что несмотря на отсутствие профессионального дохода с нее были взысканы взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Ранее суды общей юрисдикции удовлетворили иск налогового органа и взыскали с Татьяны Никоновой, состоящей на налоговом учете в качестве АУ, суммы задолженности за 2019 год, в том числе по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование. Как указали суды, установленная обязанность арбитражного управляющего по уплате страховых взносов в фиксированном размере не зависит от получения им доходов.

По мнению заявительницы, оспариваемое законоположение позволяет взыскивать с АУ страховые взносы в отсутствие в расчетном периоде дохода от профессиональной деятельности, а потому оно не соответствует Конституции РФ (ч. 3 ст. 17 и ч. 1 и 2 ст. 37).

Однако КС не нашел оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению. Участие занимающихся в установленном законом порядке частной практикой лиц в обязательном пенсионном страховании и обязательном медицинском страховании согласуется с конституционным требованием сбалансированности прав и обязанностей граждан, обеспечивает социальное партнерство, экономическую, политическую и социальную солидарность. К таким лицам относятся и арбитражные управляющие.

Учитывая, что АУ – в отличие от граждан, состоящих в трудовых отношениях, – действуют как автономные субъекты профессиональной деятельности, индивидуально определяющие объем своей занятости, Налоговый кодекс, устанавливая элементы обложения их страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, признал объектом обложения такими взносами осуществление профессиональной деятельности (если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 тыс. рублей – в фиксированном размере страховых взносов), а также доход, полученный плательщиком страховых взносов (если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 тыс. рублей – в фиксированном размере страховых взносов плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 тыс. рублей за расчетный период).

Для страховых взносов на обязательное медицинское страхование объектом обложения признается осуществление профессиональной деятельности (страховые взносы уплачиваются в фиксированном размере).

Такое правовое регулирование предоставляет лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, к числу которых отнесены и АУ, возможность формировать свои социальные права в рамках системы обязательного социального страхования независимо от получения дохода, который для указанных категорий граждан не является постоянным и гарантированным. 

КС подчеркнул, что оспариваемая норма Налогового кодекса, будучи направленной на реализацию права на социальное обеспечение, сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявительницы в указанном ею аспекте.