Минпромторг подготовил поправки в постановление Правительства РФ от 7 мая 2008 г. № 368, предусматривающие изменения в Правила предоставления из федерального бюджета субсидий стратегическим организациям оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в целях предупреждения их банкротства. По действующим нормам бюджет предоставляет стратегическим организациям ОПК субсидии на погашение задолженности по зарплате, уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей, не подлежащих реструктуризации в установленном порядке, либо по уплате денежных обязательств, подтвержденных вступившими в законную силу судебными актами, при условии, если в отношении таких стратегических организаций ОПК суд не возбудил дело о банкротстве.
При этом анализ правоприменительной практики показывает, что в условиях, когда суд уже возбудил в отношении стратегической организации ОПК дело о банкротстве (например, на основании заявления кредитора), то такая стратегическая организация ОПК подпадает под ограничение Правил, и предоставление ей предусмотренных постановлением № 368 мер поддержки невозможно, говорится в пояснительной записке к проекту поправок.
Но даже в условиях, когда в отношении стратегической организации ОПК возбуждено дело о банкротстве, она продолжает выполнять работы по гособоронаказу. А значит, продолжает соответствовать определению стратегической организации в соответствии со статьей 190 закона о банкротстве.
Поэтому Минпромторг в поправках предлагает предусмотреть возможность предоставления субсидий стратегическим организациям ОПК, в отношении которых уже возбуждено дело о банкротстве, но при этом решение о введении одной из процедур банкротства на момент предоставления субсидии судом еще не принято.
Почему это важно
Адвокат Forward Legal Евгений Зубков полагает, что предлагаемые Минпромторгом изменения незначительны по объему, но достаточно существенны по своему содержанию. По его словам, изменения заключаются, в частности, в следующем:
продление срока предоставления субсидии стратегическим организациям ОПК: сейчас субсидии предоставляются до возбуждения дела о банкротстве, в будущем же планируется предоставление субсидий до принятия судом определения по результатам рассмотрения обоснованности заявления о банкротстве;
снижается возможная доля участия оффшорных компаний в уставном капитале получателя субсидии – с 50 % до 25 %;
получатели субсидии не должны находиться в перечнях террористов и экстремистов;
субсидии должны достигнуть результата, процесс его достижения будет более тщательно контролироваться. В противном случае, субсидии придется вернуть.
Предлагаемые поправки вполне соответствуют текущей обстановке и духу времени: с одной стороны, более масштабная помощь предприятиям ОПК, чью значимость сложно переоценить, а, с другой стороны, жесткий контроль использования данной помощи. При этом сама процедура банкротства стратегических предприятий, в том числе, статус их кредиторов, предлагаемыми поправками не затрагивается.
Партнер практики разрешения споров и банкротства АБ «Линия права» Алексей Костоваров отметил, что предлагаемые поправки направлены на расширение мер поддержки предприятий ОПК, что вполне закономерно в текущих условиях.
Если сейчас предоставление субсидий в целях предупреждения банкротства невозможно после возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве, то поправки позволяют предоставлять субсидии и после возбуждения дела, пока не принято решение о введении первой процедуры. Такой подход, с учетом особого значения сферы ОПК, позволит сохранить бесперебойную работу предприятий этой отрасли, в том числе в ситуациях, когда отдельные кредиторы используют заявление о банкротстве как средство понуждения к выплате задолженности, и позволит минимизировать случаи введения процедуры банкротства в отношении предприятий ОПК. При этом стоит отметить, что поправками усиливается и контроль за использованием субсидий — в проекте делается акцент на контроле не просто условий использования субсидий, но и результата предоставления субсидий. Это должно способствовать повышению эффективности использования субсидий.
Адвокат, партнер коллегии адвокатов «Смоленка, 33» Елена Менде отметила, что согласно пояснительной записке целью поправок является устранение некорректной практики, когда стратегическое предприятие не может получить субсидию с момента принятия заявления о признании должника банкротом (возбуждения дела о банкротстве), хотя продолжает выполнять государственный оборонный заказ.
Совершенно верно указано, что правом на подачу заявления кредиторы иногда злоупотребляют, соответственно ГОЗ без достаточных на то оснований попадает в зону риска недофинансирования. При этом предложенные формулировки Минпромторга также не идеальны. Стремясь ограничить получение субсидии введением одной из процедур банкротства, Минпромторг не учел, что пункт 3 статьи 48 закона о банкротстве допускает также еще два вида определений — об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения и об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве. Формально необоснованное заявление о признании должника банкротом также может препятствовать получению субсидии, только не в момент его принятия, а после его рассмотрения арбитражным судом.
По словам Елены Менде, с точки зрения должника и ГОЗ в целом это очень позитивное изменение: появляется еще немного времени для обращения за субсидией, возможность восстановить платежеспособность.
«Аналогично у кредиторов появляется шанс получить удовлетворение требований в разумные сроки. Но нужно обратить внимание на увеличение риска привлечения руководителей к субсидиарной ответственности, поскольку если раньше можно было по-разному относиться к необращению за субсидией, то после внесения поправок объяснить, почему после возбуждения дела о банкротстве руководитель не обратился за субсидией, уже невозможно», – пояснила она.