В Заксобрании Санкт-Петербурга поддержали законопроект сенаторов А. Кутепова и А. Салпагарова о запрете рекламировать «списание долгов» в банкротстве. Петербургские депутаты сравнили такую рекламу с мошенничеством.

На рассмотрении Госдумы находятся два законопроекта, предлагающие ограничить рекламу услуг по списанию долгов. Один в сентябре текущего года внесла группа разработчиков, в составе которой зампред Совета Федерации Николай Журавлев и глава думского комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Они считают, что реклама услуг по банкротству физлиц не должна гарантировать освобождение гражданина от долгов. Нельзя также призывать не гасить обязательства и рассказывать о том, что якобы существует государственная система для освобождения граждан от долгов и обязательных платежей. Следует лишь указывать на законы, регулирующие банкротство, и упоминать возможность полного освобождения от долгов.

До этого, в августе, сенаторы Андрей Кутепов и Ахмат Салпагаров предложили свои меры борьбы с недобросовестной рекламой услуг по содействию в банкротстве физлиц. Они считают, что подобные рекламные объявления формируют у россиян ощущение доступности данной меры и мнение, что процедура не имеет для них последствий. Поэтому в их законопроекте содержится требование при рекламировании таких услуг указывать их полную стоимость и информацию о правовых последствиях личного банкротства, к чему среди прочего относятся продажа практически всего имущества должника, оспаривание сделок, невозможность получить кредит.

Кутепов и Салпагаров также предлагают запретить использование в рекламе таких формулировок, как «списание долгов», «избавление от долгов», «очищение кредитной истории», «освобождение от долгов» и другие схожие по смыслу фразы.

Эту инициативу поддержал спикер Законодательного собрания Санкт-Петербурга Александр Бельский. По его мнению, когда услугу сопровождения продают как решение вопроса – это подлог понятий, а такие рекламодатели занимаются «в определенной степени мошенничеством».

«В Федеральном законе прописаны все этапы и действия, все основания для подачи на банкротство. Фактически можно обратиться в любую юридическую организацию, чтобы получить консультацию. А это сопровождение в данном случае пытаются продать как решение проблемы», – поясняет Александр Бельский.

Когда люди не могут рассчитаться с долгами, они ищут возможности справиться с проблемой, а недобросовестные юристы манипулируют гражданами, попавшими в эту сложную ситуацию, добавляет он.

За период существования процедуры потребительского банкротства, с октября 2015 г., банкротами были признаны около 1,19 млн граждан. Но многие при этом увеличивают свои долги в ходе банкротных процедур, так как попадаются на рекламные уловки тех, кто за деньги предлагает сделать то, что по закону предусмотрено в виде бесплатных механизмов снижения долговой нагрузки, говорят авторы обоих законопроектов.