Эксперты компании CMWP подготовили рекомендации инвесторам и застройщикам, касающиеся размещения бизнес-центров относительно станций метро и других объектов транспортной инфраструктуры.
Так, по наблюдениям аналитиков, для бизнес-центров класса А, находящихся в пешей доступности от станций метрополитена, ставка аренды снижается по мере удаления от станции. Каждые пять минут дополнительного пути дают снижение на 18% за квадратный метр. В пересчете на пройденное за это время расстояние – около 420 метров за каждые пять минут, учитывая среднюю скорость движения 5 км/ч.
Наличие таких альтернативных видов транспорта, как МЦК и МЦД, может частично компенсировать удаленность офиса от станций метро. Однако метро по-прежнему является более значимым видом транспорта.
Если говорить об интегрированной удаленности (и от метро, и от станций МЦК и МЦД), то каждый пятиминутный интервал будет давать снижение ставки на 25%.
В классе B в обоих случаях снижение составляет 15%.
Цена аренды в объектах, расположенных более чем в 20 минутах от метро, но в пределах 20 минут от МЦК/МЦД, выше на 22%, чем во всех объектах, удаленных от метро более чем на 20 минут. Если же БЦ удален на 20 минут пешего хода и более от всех перечисленных видов транспорта, то аренда помещений в таком объекте будет на 60% дешевле.
Предел пешей доступности для объектов класса А меньше, чем для объектов класса B: в классе А самое сильное падение ставки наступает на пятой минуте, в то время как в классе B – на десятой.
«Резкое снижение ставки на 20-й минуте в объектах класса А говорит о том, что наличие метро в пешей доступности в классе А является особенно важным: 90% помещений класса А расположены в пределах 15 минут от метро. Разрыв между показателем удаленности метро и интегрированным показателем указывает на то, что в классе А роль близости метрополитена более значима, чем близость МЦК/МЦД», – комментируют в CMWP.
Близость к центру может компенсировать удаленность объекта от метро: начиная с 20-й минуты арендатор готов платить на 50% больше, если офис расположен ближе к Садовому кольцу.
Кроме того, современность БЦ может частично компенсировать их удаленность от транспортной инфраструктуры.
Понимание зависимости арендных ставок от расположения объекта по отношению к линиям метро и другого железнодорожного транспорта помогает инвесторам строить бизнес-расчеты, когда они принимают решение о сделках с офисной недвижимостью, говорят специалисты CMWP.