Конкурсный управляющий ООО «Гугл» (российского подразделения Google) Валерий Таляровский потребовал в Арбитражном суде Москвы признать недействительными перечисление компанией в декабре 2021 года в пользу Google International LLC (США) дивидендов в размере 9,49 млрд рублей, а также уплату компанией налогов в размере 500 млн рублей. В качестве последствий недействительности сделки КУ просит взыскать с Google International LLC 9,99 млрд рублей.
Управляющий подчеркивает, что указанные перечисления нарушают права и законные интересы ООО «Гугл» и его кредиторов. Так, в декабре 2020 года Google International LLC как единственный участник ООО «Гугл» принял решение о распределении нераспределенной прибыли должника прошлых лет за 2015-2017 годы в размере до 10 млрд рублей. КУ подчеркивает, что выплата дивидендов является недействительной сделкой на основании п. 2 ст. 61.2 закона о банкротстве.
В частности, 23 июня 2022 года Арбитражный суд Москвы принял к производству заявление ООО «ГУГЛ» о признании его банкротом. При этом 22 декабря 2021 года ООО «ГУГЛ» была произведена выплата дивидендов в пользу Google International LLC.
«Таким образом, оспариваемая сделка совершена в пределах трех лет до принятия к производству заявления о банкротстве и подпадает в период подозрительности, установленный п. 2 ст. 61.2 закона о банкротстве», — подчеркивает КУ.
Кроме того, на дату совершения оспариваемой сделки 22 декабря 2021 года ООО «ГУГЛ» отвечало признакам неплатежеспособности. Финансовое состояние ООО «ГУГЛ» претерпело существенное ухудшение в 4 квартале 2020, а в 4 квартале 2021 года наблюдался критический недостаток денежных средств и имущества, в итоге должник стал не способен удовлетворять требования кредиторов.
Финансовые коэффициенты были рассчитаны на основании финансовых показателей, которые не включали присужденные ООО «ГУГЛ» оборотные штрафы. Должник стал не способен удовлетворять требования кредиторов даже с учетом того, что оборотные штрафы не включались в расчет показателей и коэффициентов.
«На момент выплаты значительной суммы дивидендов 22.12.2021 в пользу своего 100% участника должник отвечал признакам неплатежеспособности, но несмотря на это, используя данную правовую конструкцию, фактически вывел из своего оборота около 10 млрд рублей, избегая возможного взыскания данных средств кредиторами. При этом вывод данных средств состоялся в пользу иностранного участника в юрисдикцию США», — указывает конкурсный управляющий.
Значение коэффициентов платежеспособности ООО «ГУГЛ» по состоянию на дату выплаты дивидендов 22 декабря 2021 года указывает, что ООО «ГУГЛ» уже в тот момент отвечало признакам неплатежеспособности, говорится в заявлении управляющего.
Более того, согласно данным бухгалтерского баланса ООО «ГУГЛ» за 2020 год чистая прибыль составила 1,7 млрд рублей. При этом за 2021 год убыток компании составил 26,4 млрд рублей, то есть в три раза превысил размер нераспределенной прибыли за прошлые отчетные периоды.
«На дату оспариваемых платежей (22.12.2021) ООО «ГУГЛ» отвечало признаку неплатежеспособности, поскольку в указанный период произошло существенное ухудшение показателей абсолютной и текущей ликвидности, также в указанный период сформирована задолженность, которая впоследствии включена в реестр требований кредиторов должника, а показатели чистой прибыли отражали отрицательное значение», — говорится в поданном в суд заявлении КУ.
Также управляющий указал, что оспариваемая сделка совершена в отношении заинтересованного лица и, соответственно, в отношении данной сделки действует презумпция наличия цели причинить вред имущественным правам кредиторов должника.
Стоимость переданного в результате совершения сделки имущества составляет более 20% балансовой стоимости активов ООО «ГУГЛ» по состоянию на 2020 год, что по смыслу положения абз. 3 п. 2 ст. 61.2 закона о банкротстве предполагает наличие цели причинения вреда.
При этом, по мнению КУ, действия единственного участника ООО «ГУГЛ» по распределению и выплате дивидендов в условиях критического финансового положения должника, о котором он был осведомлен в силу своего статуса, были направлены на причинение вреда имущественным правам кредиторов, вследствие чего из имущественной массы должника были выведены денежные средства, которые могли быть направлены на расчеты с кредиторами.
Наконец, выплата ООО «ГУГЛ» дивидендов в пользу Google International LLC была осуществлена вопреки запрету, установленному положением п. 2 ст. 29 закона об ООО. А именно, общество не вправе выплачивать участникам общества прибыль, решение о распределении которой между участниками общества принято, если на момент выплаты общество отвечает признакам банкротства в соответствии с законом о банкротстве или если указанные признаки появятся у общества в результате выплаты.
«Таким образом, выплата дивидендов при наличии неисполненных обязательств перед конкурсными кредиторами не только противоречит их природе (распределение чистой прибыли), но заведомо влечет необоснованное уменьшение конкурсной массы, а также нарушает законодательно установленный запрет», — подытожил КУ.
По мнению конкурсного управляющего, сумма перечисленного налога в размере 500 млн рублей подлежит взысканию с Google International LLC.
«Перечисляя в бюджет денежные средства в размере 500 млн рублей, должник действовал как налоговый агент Google International LLC и фактически исполнял за него обязанность по уплате налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде дивидендов от российских организаций иностранным организациям (ст. 310 НК РФ). Соответственно, сумма перечисленного налога также подлежит взысканию с ответчика, который в дальнейшем вправе обратиться с заявлением о возврате суммы переплаты», — говорится в заявлении в суд.
О должнике
Как сообщал портал PROбанкротство, в октябре 2023 года Арбитражный суд Москвы признал ООО «Гугл» банкротом, введя конкурсное производство. Суд утвердил конкурсным управляющим Валерия Таляровского из СРО арбитражных управляющих «Межрегиональный центр экспертов и профессиональных управляющих», который до этого был временным управляющим.
Процедура наблюдения в отношении ООО «Гугл» была введена в ноябре 2022 года по собственному заявлению компании. На конец августа 2023 года, когда прошло первое собрание кредиторов ООО «Гугл», в реестр требований кредиторов были включены требования на сумму около 20,2 млрд рублей. Основной голосующий кредитор в реестре — Федеральная налоговая служба России с требованиями в размере около 19,6 млрд рублей.
Представитель ООО «Гугл» в суде не возражал против перехода к конкурсному производству. При этом он выступил против кандидатуры Валерия Таляровского в качестве конкурсного управляющего. Должник просил назначить случайную выборку СРО на следующую процедуру банкротства, но суд это ходатайство отклонил.
Валерий Таляровский на заседании суда сообщил, что на октябрь 2023 года размер включенных в реестр требований кредиторов компании составлял около 53,6 млрд рублей. Крупным кредитором является также медиахолдинг Царьград с требованиями в размере около 32,8 млрд рублей. Однако в реестр они были включены с пониженной очередностью удовлетворения и не участвуют в голосовании на собрании кредиторов.
Также в сентябре 2023 года Валерий Таляровский разместил на Федресурсе сообщение о том, что в компании выявлены признаки преднамеренного банкротства. АУ ссылался на то, что в ходе анализа финансово-хозяйственной деятельности должника выявлены действия/бездействие руководства (учредителей/участников) должника, которые привели к ухудшению его финансовых коэффициентов и утрате платежеспособности. К таким действиям руководства Таляровский относит начисление дивидендов в размере более 32% от валюты баланса и действия, не соответствующие законодательству РФ и предписаниям судебных органов, что повлекло сокращение активов и блокировку банковских счетов. По данным АУ, решением от 9 декабря 2020 года единственного участника ООО «Гугл» — компании Google International LLC — ей было перечислено 9,5 млрд рублей нераспределенной прибыли за 2015-2017 годы, а еще 500 млн рублей пошло на уплату налогов.
ООО «Гугл» было дважды привлечено к административной ответственности в виде штрафов в размере более 7,2 млрд и около 21,1 млрд рублей за неудаление запрещенной информации. Также руководство компании предпринимало действия по блокировке YouTube-каналов российских пользователей, что в конечном итоге повлекло для нее ограничения на использование денежных средств по решениям судов.