Законопроект, разработанный Правительством РФ, вносит изменения в закон «О банкротстве» в части расходов должника, которые погашаются вне очереди, напоминает ТАСС. Кабмин направил его в Госдуму в октябре, документ решено рассматривать в приоритетном порядке. Он направлен на предотвращение техногенных и экологических катастроф, которые могут произойти при банкротстве опасных предприятий, писал портал PROбанкротство. Согласно действующей редакции закона о банкротстве, приоритетными для предприятия-банкрота нужно считать те расходы, прекращение которых может привести к остановке тех или иных объектов и, как следствие, к техногенной катастрофе, говорится в пояснительной записке к документу.
В данный момент нет четких критериев для оценки таких критических ситуаций, из-за этого у арбитражных судов возникают сложности, когда им приходится принимать решения о приоритетности расходов банкротов. Судьи обычно выносят соответствующие решения, когда риски наступления катастрофы очевидны, поясняют авторы законопроекта. В результате важную роль в подобных делах имеет то, каких экспертов привлечет та или иная сторона спора и какое заключение подготовят эти эксперты. Решения судов субъективны, поэтому часто оспариваются.
Новый проект вводит критерии для оценки реальности катастроф, в нем указаны факторы риска: возможное повреждение объекта из-за охлаждения, перегрева или отсутствия техобслуживания; нарушение норм безопасности в отношении персонала и окружающей среды.
Документ также устанавливает, что по запросу арбитражного управляющего вероятность внештатной ситуации на предприятии, находящемся в процедуре банкротства, может подтвердить профильный госорган, который отвечает за контроль и надзор в соответствующей отрасли. Суд может обязать кредитора, задолженность перед которым погашается вне очереди, продолжать поставку ресурса, необходимого для обеспечения безопасности на соответствующем объекта.
Приоритетными могут быть признаны также эксплуатационные расходы, если они необходимы для минимизации риска катастрофы. Экспертиза поможет оценить влияние этих расходов на сохранение, увеличение или снижение угрозы, например, в результате изменения воздействия внешней среды из-за прекращения снабжения энергетическим ресурсом опасного производственного объекта в целом или отдельных его элементов.