Авторы законопроекта предлагают не применять положения статьи 61.12 закона о банкротстве к ресурсоснабжающим организациям (естественным монополиям) и к лицам, управляющим многоквартирными домами.

Законодательное собрание Санкт-Петербурга внесло в Госдуму РФ законопроект с поправками в закон о банкротстве РФ. Поправки предусматривают уточнение критериев банкротства управляющих компаний и товариществ собственников жилья (ТСЖ). Это позволит оценивать уровень задолженности управляющих организаций более комплексно, считают авторы законопроекта.

Проектом закона вводится понятие «лицо, управляющее многоквартирными домами», под которым понимаются индивидуальные предприниматели, хозяйственные общества, ТСЖ, жилищные, жилищно-строительные и иные потребительские кооперативы, экономическая деятельность которых связана с управлением МКД или домом и естественные монополии, под которыми понимаются крупные компании, которые осуществляют поставку необходимых для многоквартирных домов ресурсов в условиях отсутствия конкуренции.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что сейчас потребители оплачивают услуги ЖКХ до десятого числа следующего месяца, при этом пени начисляются лишь по истечении 30 дней с момента наступления срока оплаты. В итоге управляющие компании получают деньги лишь через 40-50 дней, а срок оплаты задолженностей для непризнания банкротом установлен на уровне двух месяцев (60 дней).

При этом по действующему законодательству все поставщики услуг уравнены фиксированной величиной задолженности, что приводит к ситуации, когда большее число потребителей у управляющей компании повышает риск ее банкротства.

Законопроект предлагает установить два критерия для признания управляющей компании или ТСЖ банкротом:

долг должен превышать установленный в законе показатель (300 тыс. рублей – для управляющих компаний, 1 млн – для ресурсоснабжающих организаций). При этом сумма долга должна превышать объем выручки организации за два месяца;

срок, за который задолженность не была погашена, должен быть увеличен с двух месяцев до полугода.

На примере Санкт-Петербурга авторы законопроекта указали в пояснительной записке, что суммарная задолженность исполнителей коммунальных услуг Санкт-Петербурга составляет около 13 млрд рублей. То есть 32 из 34 управляющих компаний города подпадают в соответствии с действующим законодательством под процедуру банкротства.

Авторы законопроекта предлагают не применять положения статьи 61.12 закона о банкротстве к ресурсоснабжающим организациям (естественным монополиям) и к лицам, управляющим многоквартирными домами. Данные изменения позволят минимизировать риски привлечения к субсидиарной ответственности для лиц, принимающих решения в управляющих компаниях и добросовестно исполняющих свои обязанности, а также в организациях, являющихся субъектами естественных монополий, подчеркивается в пояснительной записке. Эти изменения, в свою очередь будут способствовать поддержанию в регионах предпринимательской активности, могут стать эффективным механизмом поддержки малого и среднего предпринимательства в условиях введенных ограничений, поддержки социально незащищенных слоев населения от постоянного роста цен на услуги монополий, считают авторы законопроекта.