Минэкономразвития представило законопроект, предусматривающий новый механизм урегулирования отношений кредиторов и должника – соглашение о досудебной санации. Это сделка, которую заключают между собой кредиторы и должник.

Формулировка «досудебная» не должна вводить в заблуждение, соглашение должно быть утверждено судом.

Законодатель наделил стороны широким набором инструментов по защите своих интересов. Для должника это возможность предусмотреть временный запрет на подачу заявлений о банкротстве и на предъявление исполнительных документов ко взысканию. Кредиторы могут предусмотреть обязанность должника согласовывать с ними определенные сделки и сообщать о наступлении определенных ими обстоятельств.

При этом обе стороны получили множество опций для реструктуризации обязательств, поскольку соглашение допускает изменение порядка и сроков исполнения обязательств, возможность предусмотреть конвертацию задолженности в долю в уставном капитале, новацию и прощение долга.

Может показаться, что соглашение о досудебной санации является клоном мирового соглашения, но это не совсем так.

Соглашение не требуется утверждать на собрании кредиторов, оно не требует согласия всех залоговых кредиторов, что существенно упрощает его утверждение, поскольку в подавляющем большинстве банкротств участвуют залоговые кредиторы, в основном банки

Более того, соглашение может предусматривать согласие кредиторов с заранее определенными условиями мирового соглашения, если в дальнейшем мировое соглашение будет утверждаться на собрании кредиторов. У участников соглашения не будет возможности нарушить свою обязанность, закон предусматривает, что они будут считаться проголосовавшими за утверждение мирового соглашения автоматически.

Общей проблемой мирового соглашения и соглашения о досудебной санации является сложность в их утверждении при участии в деле о банкротстве налоговой службы, поскольку в таком случае органам исполнительной власти предоставляется возможность предусмотреть особенности заключения соглашений. Вероятно, для досудебной санации будет установлен ряд заградительных требований в части максимального срока погашения обязательств и предоставления обеспечения.

Несмотря на это, соглашение о досудебной санации выглядит как перспективный инструмент по реструктуризации задолженности. Оно позволяет защитить интересы должника посредством запрета на принудительное взыскание задолженности и подачу заявлений о банкротстве, может распространять свое действие на всех кредиторов, даже если они не участвовали в его заключении, защищает залоговых кредиторов, поскольку оно не будет действовать в отношении них, если они не согласились с его условиями.

Дальнейшая судьба досудебной санации зависит от нескольких факторов.

Первый фактор

Договороспособность кредиторов. Для одобрения соглашения потребуется получить согласие кредиторов, которым принадлежит 75% от общего размера требований к должнику. Получить согласие большинства или крупнейших кредиторов на практике не так просто, мировым соглашением банкротство заканчивается крайне редко.

Второй фактор

готовность судов утверждать такие соглашения. Необходимыми условиями для их утверждения станут направленность на восстановление платежеспособности должника, соответствие требованиям разумности и добросовестности.

Данные критерии выглядят очень размытыми, и только от позиции судов зависит реальное наличие возможности использовать соглашение для реструктуризации задолженности. Оценить то, насколько серьезным станет судебный фильтр, можно будет минимум через год после принятия законопроекта. К этому моменту на уровне Верховного Суда и окружных судов должна сформироваться первая практика по утверждению соглашений.

Третий фактор

Им может стать позиция Минфина. Налоговые органы – частый участник дел о банкротстве, и предъявление жестких требований к соглашению с их участием, например требования о предоставлении залога, независимой гарантии или иного обеспечения, может серьезно сузить перечень ситуаций, в которых соглашение будет применимо.

Несмотря на все эти сложности, соглашение о досудебной санации может спасти значительное количество предприятий от банкротства и дать бизнесу необходимую передышку для выхода из кризиса, защищая при этом кредиторов от вывода активов.

Над материалом работали:

Юрий Петрушевский