Подготовлено на основе данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР) презентовано на заседании в Торгово-Промышленной палате.

Количество жалоб (обращений) на действия или бездействие арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства за год возросло на 15%. При этом рост количества обращений не связан с ростом количества арбитражных управляющих. Число АУ оставалось практически неизменным: 10 406 специалистов на конец 2020 года и 10 393 на конец 2021 года.

В сравнении с количеством завершенных процедур банкротства доля жалоб (обращений) на действия (бездействие) арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства за год снизилась на 27%. При этом, надо отметить, что рост объема банкротств произошел за счет увеличения доли банкротств граждан. Количество банкротств ФЛ и ИП возросло на 62%. Количество банкротств ЮЛ возросло на 4%.

27% жалоб на деятельность АУ содержали информацию, которая была расценена как потенциальное правонарушение. Из них 22% были направлены в суды и только 3% - в СРО. Судами установлено наличие состава и события административного правонарушения в 95,6% случаев. Из направленных в суды для рассмотрения 5170 протоколов об административном правонарушении установлено наличие состава и события административного правонарушения в 4942 случаях. 

Возможно, сравнение с финансовыми организациями некорректно?

1

Потребители финансовых услуг менее квалифицированы, чем субъекты банкротства (поэтому не отличают реальное нарушение их прав от общей неудовлетворенности правилами предоставления продуктов)

2

Банк России стимулирует потребителей к подаче жалоб.

3

Потребление финансовых услуг изначально менее конфликтная сфера, чем банкротство (меньше возможностей для серьезных нарушений)

20 типичных нарушений при проведении процедур банкротства юридических лиц:

Нарушения, связанные с имуществом и расходами:

1

непроведение финансового анализа финансового состояния должника, результатов его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;

2

нарушение очередности удовлетворения требований кредиторов;

3

реализация имущества должника без проведения торгов;

4

нарушения процедуры проведения торгов;

5

необоснованное осуществление расходов, связанных с исполнением возложенных обязанностей в деле о банкротстве, в том числе необоснованное привлечение лиц для обеспечения исполнения возложенных обязанностей в деле о банкротстве;

6

непринятие мер, направленных на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц, по взысканию дебиторской задолженности; по обжалованию сделок должника; по привлечению к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц;

7

необеспечение сохранности имущества должника;

8

непроведение (ненадлежащее проведение) инвентаризации и оценки имущества должника;

9

превышение лимита расходов на оплату услуг привлеченных специалистов;

Нарушения процедур и сроков:

1

неисполнение обязанностей по включению в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве (далее также – ЕФРСБ) обязательных сведений в ходе процедур банкротства

2

нарушение правил подготовки отчетов (заключений) арбитражных управляющих;

3

нарушение периодичности проведения собраний кредиторов должника и представления собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчета о деятельности арбитражного управляющего и информации о финансовом состоянии должника;

4

нарушение периодичности проведения собраний кредиторов должника и представления собранию кредиторов (комитету кредиторов) отчета о деятельности арбитражного управляющего и информации о финансовом состоянии должника;

5

нарушение порядка ведения реестра требований кредиторов;

6

нарушение периодичности представления в суд отчета о деятельности арбитражного управляющего и протокола первого собрания кредиторов, а также состава прилагаемых к нему документов;

7

непринятие мер по открытию специальных счетов (залоговый) должника;

8

использование более одного расчетного счета должника;

9

непроведение или проведение с нарушением установленного порядка проверки наличия (отсутствия) признаков фиктивного или преднамеренного банкротства;

10

непередача вновь назначенному арбитражному управляющему документации, штампов и печатей должника;

11

отсутствие договора дополнительного обязательного страхования ответственности арбитражного управляющего;

11 типичных нарушений при проведении процедур банкротства физических лиц:

1

непредставление информации кредиторам о ходе процедуры банкротства физического лица, как посредством направления отчетов, так и проведения собраний, ненаправление отчетов арбитражному суду;

2

ненадлежащее проведение анализа финансового состояния должника;

3

нарушение порядка распределения денежных средств, в том числе непредоставление должнику и лицам, находящимся на его иждивении, средств для проживания в размере не менее величины прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации, привлечение специалистов в дело о банкротстве с оплатой их услуг за счет имущества должника без соответствующего определения суда;

4

неисполнение обязанности по направлению в арбитражный суд для
утверждения положения о порядке, сроках и условиях реализации имущества должника и обязанности по своевременной реализации имущества должника;

5

непринятие мер по выявлению имущества гражданина и обеспечению сохранности этого имущества; неосуществление контроля за своевременным исполнением гражданином текущих требований кредиторов, своевременным и в полном объеме перечислением денежных средств на погашение требований кредиторов;

6

несвоевременное проведение описи имущества должника;

7

непринятие мер по блокированию банковских карт должника;

8

использование денежных средств должника на цели, не предусмотренные Законом о банкротстве, а также выплата должнику денежных средств в размере, превышающем прожиточный минимум;

9

непредставление должнику по его запросу отчета финансового управляющего;

10

проведение первого собрания кредиторов не по месту нахождения должника;

11

нарушение обязанностей по опубликованию обязательных сведений в ходе процедур банкротства в ЕФРСБ.

Над материалом работали:

Дарья Андрианова
заместитель директора Саморегулируемая организация «Национальная ассоциация Специалистов финансового планирования» (НАСФП)