Банкротный мораторий, установленный Постановлением Правительства РФ от 28.03.2022 № 497, прекратил свое действие 01.10.2022. Как показывает статистика, за отменой моратория последовал рекордный рост публикаций кредиторов о банкротстве должников.

Только за первую неделю после отмены моратория кредиторы заявили о намерении обанкротить почти 2,5 тыс. своих должников, что превышает значение всего октября 2021 года. 

После первой недели количество таких заявлений несколько снизилось, но все еще значительно превышает сложившуюся в последние годы условную норму в 2,5 тыс. заявлений в месяц: за октябрь кредиторы опубликовали 5953 таких сообщения, а за ноябрь — 3327.

Такой ажиотаж обусловлен тремя причинами, две из которых являются краткосрочными, а одна связана с долгосрочным трендом. Рассмотрим каждую из причин подробнее.

Во-первых, рост количества заявлений кредиторов обусловлен самим мораторием и вызванным им накопительным эффектом.

Этот накопительный эффект можно сравнить со сходом снежной лавины: сначала накапливается большое количество снега и льда, удерживаемое на склоне за счет силы трения, однако в какой-то момент количество снежной массы становится критичным, и она обрушивается. В нашем случае роль удерживающей силы трения выполнил введенный в апреле мораторий. Последствием его введения стало восьмикратное снижение в первом полугодии количества заявлений кредиторов о намерении инициировать банкротство своих должников.

В нашем случае роль удерживающей силы трения выполнил введенный в апреле мораторий

Это была вынужденная пауза. Кредиторы отказались от намерения обанкротить своих должников до окончания действия моратория, однако сама потребность во взыскании задолженности за счет неплатежеспособных должников через процедуру их банкротства не исчезла. Накопилось существенное количество проблемных компаний. В итоге отмена моратория вызвала лавинообразный рост заявлений о намерении обанкротить эти компании и повлечет в будущем пропорциональный рост их банкротств.

Инициирование процедуры в первые три месяца после моратория дает кредиторам дополнительные преимущества. По этой причине многие кредиторы стремятся обратиться с заявлением именно сейчас.

В делах о банкротстве должников, которые были приняты к производству в течение трех месяцев после прекращения действия моратория (до 09.01.2023 включительно), у кредиторов есть два преимущества: увеличенные периоды проверки оспариваемых сделок, а также для признания заинтересованными лиц, связанных с должником.

При этом в трехмесячный срок не просто должно быть подано заявление о признании должника банкротом, такое заявление должно быть принято арбитражным судом к производству. Вероятно, с этими временными рамками связана активизация кредиторов в октябре и ноябре.

Рассмотрим каждое из потенциальных преимуществ подробнее.

1. Увеличенный период проверки оспариваемых сделок

(Абз. 3 п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2012 № 35 «О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»)

В силу подп. 1 п. 4 ст. 9.1 закона о банкротстве в делах о банкротстве, возбужденных в течение трех месяцев после прекращения действия моратория в отношении должников, на которых он распространялся, периоды, предусмотренные ст. 61.2 и ст. 61.3 закона о банкротстве, исчисляются с даты введения моратория.

Это означает, что при оспаривании подозрительных сделок и сделок с предпочтением проверкой охватываются: периоды, предшествующие дню введения моратория, установленные ст. 61.2 и 61.3 закона о банкротстве (один месяц, шесть месяцев, год или три года); период действия моратория; период со дня окончания моратория до дня возбуждения дела о банкротстве; а также период после возбуждения дела о банкротстве.

Следовательно, период проверки оспариваемых сделок может быть увеличен на девять месяцев: шесть месяцев — срок действия моратория, три месяца — срок на возбуждение дела о банкротстве в соответствии со ст. 9.1 закона о банкротстве. Девять месяцев — это значительный срок, включение которого в период оспаривания дает дополнительные возможности для увеличения количества оспариваемых сделок и, как следствие, наполнения конкурсной массы.

2. Увеличенный период проверки для признания заинтересованными лиц, связанных с должником

Указанное правило касается руководителя, членов совета директоров, лиц, входящих в органы управления должника, главного бухгалтера должника, освобожденных от своих обязанностей, а также иных лиц, имевших возможность определять действия должника. По общему правилу такие лица признаются заинтересованными, если они занимали соответствующую должность либо имели возможность определять действия должника в пределах одного года до возбуждения дела о банкротстве. Однако в рассматриваемой ситуации этот срок также будет увеличен на период действия моратория.

При этом заинтересованность указанных лиц является важной характеристикой стороны оспариваемой сделки. Так, например, факт признания стороны сделки заинтересованной презюмирует ее осведомленность о цели сделки причинить вред кредиторам (п. 2 ст. 61.2 закона о банкротстве), что существенно упрощает для кредиторов оспаривание сделок по указанному основанию.

Следовательно, увеличение периода проверки заинтересованных лиц также должно способствовать наполнению конкурсной массы.

3. Увеличение количества заявлений о намерениях обанкротить своих должников соответствует общей долгосрочной тенденции на рост количества банкротств

Можно предположить, что в 2023 году количество новых банкротств продержится на очень высоком уровне, потом показатель немного снизится, но все еще будет несколько выше показателей предыдущих лет. Однако причины для долгосрочной тенденции на рост количества банкротств экономические, а не юридические.

Сейчас нельзя дать точный прогноз по масштабам такого роста, однако оценить определенные тенденции можно уже сейчас на примере банкротств физических лиц. Так, по итогам первого полугодия текущего года количество банкротств физических лиц выросло на 41% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Дело в том, что в большинстве случаев граждане сами инициируют свое банкротство, поэтому мораторий этому не препятствовал.

Вероятно, количество банкротств юридических лиц также ждет отложенная мораторием стадия роста. Об этом в частности, может свидетельствовать рост и, что более показательно, изменение характера долговой нагрузки компаний. По данным ЦБ, сейчас бизнес, как никогда раньше, берет долгосрочные кредиты в банках в надежде вернуть заемные средства, когда в экономике наступят более благоприятные времена, вероятно, пытаясь таким образом компенсировать рост расходов и сокращение выручки. Безусловно, сам факт увеличения долгосрочной долговой нагрузки не означает, что за ним последует рост количества банкротств, однако в совокупности с иными экономическими проблемами (прежде всего санкциями и нарушениями устоявшихся экономических связей) он может свидетельствовать об увеличении риска наступления неплатежеспособности многих компаний.

Таким образом, можно предположить определенный рост общего количества банкротств, который завершится в момент перехода экономики в стадию восстановления.

Над материалом работали:

Сергей Савосько
адвокат, партнер, руководитель практики банкротства Коллегия адвокатов Delcredere