Может ли АУ временно разместить денежные средства должника под проценты, открыв на его либо свое имя дополнительный счет, в ситуации, когда нераспределение конкурсной массы является целесообразным (например, оспариваются торги по продаже имущества должника)?

Для поступления в конкурсную массу денежных средств и расчета с кредиторами используется один – основной счет должника (случаи, когда необходимо открывать специальные счета, установлены законом). Это обусловлено необходимостью обеспечения кредиторам возможности контролировать движение денежных средств должника. Резервирование поступивших в конкурсную массу денежных средств (за исключением установленных законом случаев) и их длительное нераспределение законодательно не предусмотрены, поскольку противоречат целям процедуры банкротства и нарушают права кредиторов. При поступлении денежных средств на основной счет должника они должны быть распределены арбитражным управляющим между кредиторами с соблюдением очередности и пропорциональности в разумный срок.

Во-первых, использование нескольких счетов для хранения денежных средств должника противоречит требованиям действующего законодательства; во-вторых, законодательно предусмотрена выплата арбитражному управляющему как фиксированной суммы вознаграждения за проведение им процедуры, так и дополнительного стимулирующего вознаграждения в установленных законом случаях. Получение арбитражным управляющим дополнительного заработка за счет имущества должника Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ (в ред. от 8 августа 2024 г.) «О несостоятельности (банкротстве)» не предусмотрено. Например, арбитражный управляющий не может сдавать движимое или недвижимое имущество должника в аренду, забирая при этом арендную плату себе. То же самое и с денежными средствами должника.

В деле № А76-43527/2018 конкурсный управляющий обратился в суд с заявлением, в котором просил разрешить размещение остатка денежных средств должника на депозитном счете (причина: не завершено рассмотрение требований кредиторов, что препятствует распределению денежных средств между ними).

Отказывая ему, суд отметил, что «возможность открыть в кредитной организации счет для размещения на нем денежных средств должника в качестве вклада под проценты от имени должника Законом о банкротстве не предусмотрена» (см. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июля 2024 г. по делу № А76-43527/2018). Таким образом, суд посчитал недопустимым открытие счета для хранения денежных средств должника с целью получения процентов даже на имя самого должника.

Хранение же денежных средств должника на счете арбитражного управляющего с целью получения процентов, помимо формального нарушения требований закона, ведет к тому, что личные интересы арбитражного управляющего будут противопоставляться интересам кредиторов и должника. Действие в своих интересах, с целью получения выгоды может привести, например, к несвоевременному погашению текущих платежей и нераспределению конкурсной массы, задержке выплаты должнику прожиточного минимума и т.д. За этим, в свою очередь, может последовать затягивание процедуры банкротства и увеличение расходов на ее проведение.

В другом деле должник просил признать незаконными действия финансового управляющего, выразившиеся в хранении денежных средств должника вне счета должника, а также взыскать убытки в размере неполученной капитализации и процентов за пользование денежными средствами (в порядке ст. 395 ГК РФ).

Суды признали незаконными действия финансового управляющего по размещению денежных средств должника на счете финансового управляющего, при этом установили, что денежные средства возвращены им на счет должника, равно как и денежные средства в размере соответствующей разницы в процентах капитализации. В связи с изложенным суды пришли к выводу об отсутствии факта причинения убытков конкурсной массе должника (см. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 28 декабря 2021 г. по делу № А50-30883/2015).

В деле № А33-14008/2015 суд, признавая действия арбитражного управляющего незаконными, указал, что «параллельное существование нескольких счетов в отсутствие предусмотренных законом оснований может свидетельствовать об искусственном, неправомерном изменении очередности погашения текущих требований, накоплении и хранении арбитражным управляющим в целях расходования по своему усмотрению денежных средств должника» (см. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 июля 2023 г. по делу № А33-14008/2015).

Таким образом, хранение денежных средств должника вне основного счета должника противоречит положениям Закона о банкротстве независимо от того, получал ли арбитражный управляющий проценты за хранение денежных средств.

Следует отметить, что такие действия арбитражного управляющего чреваты в первую очередь негативными последствиями для него самого, поскольку вряд ли останутся незамеченными и проигнорированными иными участниками дела о банкротстве. Во-первых, они являются незаконными (т.е. образуют формальный состав административного правонарушения), во-вторых, нарушают права кредиторов – т.е. образуют совокупность признаков, необходимых для признания их незаконными в деле о банкротстве (что может повлечь отстранение арбитражного управляющего, взыскание с него убытков и т.д.).

Следовательно, даже если распределение конкурсной массы по объективным причинам невозможно, использование арбитражным управляющим денежных средств должника (хоть и временное), как и любого другого имущества должника в собственных интересах, недопустимо, по крайней мере без резолюции на то суда, рассматривающего дело о банкротстве.

Над материалом работали:

Екатерина Шаповалова
управляющий партнер Юридическая компания SHAPOVALOVA GROUP