Несмотря на то, что с 1 апреля по 1 октября 2022 года в РФ действовал мораторий на банкротство, граждане не прекратили подавать ходатайства о несостоятельности, а число признанных банкротами физлиц росло. По данным Федресурса, за январь-сентябрь 2022 года несостоятельными признаны 192,14 тыс. человек, это на 41,2% больше, чем за тот же период 2021 года.
После окончания моратория эксперты зафиксировали всплеск банкротных заявлений, писал портал PROбанкротство. Эксперты отмечают, что хотя процедура банкротства физлиц действует уже семь лет (соответствующие изменения в законодательство вступили в силу 1 октября 2015 года), но до сих пор граждане не совсем четко представляют себе ее механизм. Для разъяснения наиболее острых вопросов, связанных с несостоятельностью граждан, Управление ФНС России по Москве провело 21 октября вебинар на тему: «Банкротство физических лиц». Такие вебинары налоговики планируют сделать регулярными.
По словам модератора вебинара, заместителя руководителя УФНС России по Москве Дмитрия Стрелецкого, в первый год действия новой процедуры граждане не спешили воспользоваться ее возможностями. Только 3000 заявлений о банкротстве граждан было зарегистрировано в РФ в 2015 году. Однако в дальнейшем динамика оказалась впечатляющей: уже в 2017 году было 2,5 тыс. таких должников, а на октябрь 2022 года их около 10,2 тыс., общая сумма долга – 7,6 млрд рублей.
Чаще всего (в 80% случаев) россияне сами подают на банкротство, иногда это делают кредиторы и налоговики (по 10%).
Многие граждане ошибочно считают, что банкротство – это просто списание долгов, говорит Олег Сальников, директор Союза арбитражных управляющих «Созидание».
Это распространенное заблуждение, к нам часто обращаются граждане с просьбой помочь им «списать долги». Мы им объясняем, что списание долгов – это один из возможных результатов процедуры банкротства. Но вовсе не обязательно долги будут списаны. Суд будет выносить соответствующее решение, принимая во внимание все обстоятельства дела.
В ходе процедуры банкротства арбитражный управляющий анализирует возможности должника погасить обязательства, выясняет обстоятельства возникновения долга. Например, если человек, понимая, что он не в состоянии расплатиться, берет кредит, а потом подает на банкротство, такое поведение управляющие обычно расценивают как недобросовестное. В таких случаях АУ предпринимает меры, чтобы не допустить списания задолженности, отмечает Олег Сальников.
Задача управляющего также – разобраться, вследствие чего возникла неплатежеспособность человека: из-за незнания законов, неосмотрительности или по умыслу, добавляет Дмитрий Ряховский, доктор экономических наук, глава Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета.
Например, подозрение в умысле может возникнуть, если в предбанкротном состоянии физлицо начинает срочно продавать имущество по нерыночным ценам. Значит, человек собирался подавать на банкротство и старался избавиться от активов, которые можно взыскать для расчетов с кредиторами. Такое поведение является основанием для оспаривания сделки. Так же, как и продажа имущества, в частности квартир и машин, аффилированным лицам или дарение, особенно малолетним детям, которые не могут самостоятельно пользоваться транспортным средством, платить налоги.
Самое интересное, когда имущество продается, а должник продолжает им пользоваться: живет в уже не принадлежащей ему квартире, его фамилия значится в документах по ОСАГО. Не стоит пытаться обмануть кредиторов. Прежде чем принимать решение о том, чтобы избавиться от имущества, стоит посмотреть арбитражную практику: как часто оспариваются такие сделки и должник не достигает желаемого результата.
Цифровизация самых разных отраслей жизни сейчас так развита, что выяснить подобные обстоятельства, которые станут поводом для оспаривания сделки, не составляет особого труда, добавил Дмитрий Ряховский.
Одно время цифровые технологии помогали некоторым продвинутым должникам уходить от обязательств: они переводили средства в криптовалюту, надеясь, что эти средства не взыщут, говорит Роман Найденко, заместитель начальника отдела обеспечения процедур банкротства №2 УФНС России по Москве.
Действительно, в законодательстве еще не закреплено понятие криптовалюты. Однако уже имеется судебная практика, когда первая инстанция сначала отказала во включении криптовалюты в конкурсную массу, так как она не является объектом гражданских прав. Но апелляция пришла к выводу, что в ходе банкротных процедур возможно такое включение. И суд обязал должника выдать пароль и логин криптокошелька.
Механизм банкротства показал себя как весьма эффективный способ реструктуризации или списания задолженностей по кредитным, договорным, налоговым обязательствам, отметил Дмитрий Стрелецкий. Процедура признания физлиц несостоятельными позволяет многим гражданам найти выход из затруднительной финансовой ситуации, поэтому в ближайшее время в связи с экономическими изменениями, которые происходят в стране, россияне будут активно обращаться к ней. А значит, нужно разъяснять нюансы этого механизма, чем и будет заниматься ФНС, проводя подобные вебинары, резюмировал Дмитрий Стрелецкий.