На сегмент бизнес-класса пришелся 51% всех продаж жилья в Москве в первом квартале 2024 года, подсчитали в компании Nikoliers. Год назад доля бизнес-класса в продажах составляла лишь 35%. Доля комфорт-класса за год снизилась с 62% до 44% от всего проданного в столице жилья. Всего за январь-март в Москве было продано 679,8 тыс. кв. метров жилой недвижимости.
Такую динамику Кирилл Голышев, региональный директор департамента жилой недвижимости и девелопмента земли Nikoliers, объясняет изменениями на рынке ипотеки. Недвижимость комфорт-класса в значительной степени приобретается с привлечением кредитных средств, а в категории «бизнес» ипотека играет куда меньшую роль.
«Ужесточение условий выдачи льготной ипотеки привело как к общему спаду продаж комфорт-класса по рынку в целом, так и к сокращению его доли в структуре классов», — констатирует Кирилл Голышев.
Сохранение ключевой ставки Центробанка на уровне 16% и повышение нижней границы первоначального взноса привело к существенному сокращению доли ипотечных сделок в общем объеме продаж, говорят в Nikoliers. Если по итогам первого квартала 2023 года доля ипотечных сделок с жильем составила 73%, то за тот же период 2024-го — 63%.
Примечательно, что по сравнению с четвертым кварталом 2023 года объем предложения в начале текущего года снизился на 72%. А по отношению к первому кварталу 2023 года этот показатель, наоборот, вырос на 34%.
В конце прошлого года девелоперы стремились запустить в продажу как можно больше проектов, чтобы реализовать их до того, как изменятся условия ипотечного кредитования, поясняют эксперты. В частности, ключевую ставку ЦБ начал повышать с 27 июля 2023 года, и до 18 декабря она выросла с 7,5% до 16%. Активные продажи в конце прошлого и начале текущего года вымыли с рынка значительную часть предложения. Сейчас же спрос существенно упал.
Учитывая, что ЦБ пока не снижает ключевую ставку, инвесторы предпочитают «сохранять деньги на вкладах и повременить с покупкой недвижимости, так как уровень доходности в банках по-прежнему остается привлекательным», комментируют эксперты Nikoliers.
Структура предложения на рынке жилья схожа с той, что была год назад: 46% приходится на бизнес-класс (в первом квартале 2023-го было 49%), 44% — на комфорт (было 42%) и 10% — на премиум (против 9%).