Верховный суд рассмотрел резонансный спор между банкротом-залогодателем и ИФНС

Предыстория спора

Банк кредитования малого и среднего бизнеса (Банк МСБ) передал в 2008 году ООО «Импульс» кредит в 15 млн рублей. Поручителем по кредиту стали ООО «Торгово-рыночный центр на Северо-Востоке», а также два физлица. Банк взял в залог принадлежащие ООО «Торгово-рыночный центр на Северо -Востоке» нежилое здание и участок под ним. 

В 2012 году ООО «Импульс» прекратило деятельность. Банк взыскал долг по кредиту солидарно с поручителей. Также на заложенное имущество банк (на тот момент уже «Банк Интеза») попытался обратить взыскание. При этом ООО «Торгово-рыночный центр на Северо-Востоке» ушло в банкротство, и в итоге нежилое здание и участок были выставлены на банкротные торги. Так как покупателей на торгах не нашлось, в 2016 году здание и участок были переданы в собственность банка по цене 12,4 млн рублей. 

ИФНС в ходе камеральной проверки посчитала, что с реализации здания и участка банкрот (применяющий УСН с объектом Доходы) должен заплатить налог на прибыль. В результате компании были доначислены налог и пени. ООО «Торгово-рыночный центр на Северо-Востоке» попыталось оспорить это доначисление в суде.

Позиция судов

Суды первой, апелляционной и кассационной инстанций поддержали налоговую инспекцию. Суды указали, что в ситуации оставления за залогодержателем нереализованного предмета залога (имущества) такая передача признается реализацией. А потому передающая сторона отражает доход от реализации для целей исчисления налога на прибыль, а получающая – вправе принять налог к вычету. 

В результате спор дошел до рассмотрения в Судебной коллегии по экономическим спорам (СКЭС) Верховного суда РФ.  

Позиция заявителя жалобы в СКЭС Верховного суда

ООО «Торгово-рыночный центр на Северо-Востоке» (налогоплательщик), ссылаясь на пункты 1, 2 статьи 248, статью 249, пункт 1 статьи 346.15, пункт 2 статьи 346.17 Налогового кодекса, указал, что выручка от реализации при УСН определяется кассовым методом исходя из поступлений, связанных с расчетами за реализованное имущество, работы, услуги или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

При этом произведенная передача имущества в счет погашения задолженности, образовавшейся в результате неисполнения обязательства иным лицом, где налогоплательщик не являлся стороной кредитного договора, не привело к получению дохода ни в денежной, ни в натуральной форме, а, напротив, уменьшило активы налогоплательщика.

То есть произошел взаимозачет между банком и ООО «Импульс», в связи с чем

ООО «Торгово-рыночный центр на Северо-Востоке» как залогодатель в рамках спорных отношений выгодоприобретателем не является, а потому передача им имущества не признается реализацией согласно статье 39 Налогового кодекса.

Позиция СКЭС Верховного суда

Судьи экономколлегии Верховного суда признали незаконным решение ИФНС о доначислении ООО «Торгово-рыночный центр на Северо-Востоке» налога на прибыль. Мотивировочная часть определения суда будет готова позже.