Повышение интереса россиян к отдыху внутри страны привело к росту популярности городских термальных комплексов, что увеличивает их привлекательность для инвесторов. За четыре года число терм в РФ удвоится.

К 2027 году к действующим в России 48 термальным комплексам добавится еще 49 объектов, прогнозируют аналитики компании Commonwealth Partnership (CMWP), ориентируясь на планы инвесторов по открытию подобных объектов. В прошлом году в стране открылось всего шесть новых терм, в 2022-м — четыре. А в текущем году ожидается запуск сразу 16 комплексов, отмечают в компании.

Больше всего терм действует в городах-миллионниках: Москве, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Челябинске, Перми, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Самаре.

По оценке NF Group, 33% всех действующих термальных комплексов приходится на Приволжский федеральный округ, 25% — на Уральский, 17% — на Центральный.

Термы — это своеобразные городские курорты, которые являются альтернативой отдыха на море без выезда на море, считают в NF Group. «Учитывая климатические условия на большей части территории нашей страны, наличие круглогодичного открытого бассейна делает их популярными в течение всего года, а удельная посещаемость, выраженная в количестве посетителей на квадратный метр в год, в 1,5–2 раза выше по сравнению с аквапарками», — подсчитали в компании.

Термальные комплексы все чаще приходят в качестве якорных арендаторов в ТЦ, конкурируя с супермаркетами, кинотеатрами, боулингами и фуд-кортами. На данный момент 23% терм расположены именно в ТЦ, подсчитали в CMWP.

Для торговых комплексов открытие термальных объектов — отличный выход в ситуации, когда после февраля 2022 года из России ушли многие иностранные компании, освободив огромные площади в ТЦ. Например, в казанской «МЕГЕ», которая занимает 120 тыс. кв. метров, после ухода IKEA освободилось 23 тыс. «квадратов». Посещаемость комплекса упала, в итоге из него съехал еще и OBI, занимавший 13 тыс. кв. метров. Поэтому предложение московской сети Termoland занять 9 тыс. «квадратов» под семейный оздоровительный курорт водных развлечений стало для «МЕГИ» отличным вариантом. Сеть вложит в проект 700 млн рублей и откроет курорт в конце 2024 года.

Термальные комплексы способны генерировать высокий трафик, так что являются не только выгодным объектом инвестиций, но и желанным партнером для ТЦ, отмечает старший директор CORE.XP Марина Малахатько.

«Термы посещают от 4 тыс. человек в день, пиковый трафик — 12 тыс. человек», — поясняет Марина Малахатько.

Эксперты оценивают вложения в подобные объекты на уровне 500-900 млн рублей, а срок окупаемости — в пределах пяти лет.

Термы становятся одним из самых популярных видов развлекательно-оздоровительных процедур, констатируют эксперты NF Group. За последние годы изменился характер спроса: во время пандемии коронавируса люди стали посещать термальные комплексы не только осенью и зимой, но и летом. Пандемия и внешнеполитические проблемы резко ограничили возможность зарубежных поездок, в которых россияне пользовались услугами терм, и спрос переместился внутрь страны.

«В зарубежной практике термы давно приобрели статус независимых объектов досуга. Венгерские термы — визитная карточка страны — предоставляют комплекс оздоровительных услуг в одном месте в окружении старинной архитектуры бальнеологических курортов. Скандинавские термы обеспечивают круглогодичный отдых в природных источниках. В мусульманских странах в термах принято проводить традиционные ритуалы и процедуры: массаж с маслами и ароматерапию для расслабления и оздоровления тела и души. На российском рынке культура терм только формируется, что открывает возможности для использования лучших практик из международного опыта», — уверена Полина Афанасьева, руководитель департамента исследований и аналитики CMWP.

«Находясь на стыке форматов развлечений и оздоровления, а также сегмента полноценного отдыха и туризма, термальные комплексы характеризуются довольно широкой целевой аудиторией и высоким коэффициентом повторных посещений. Число термальных комплексов в ближайшие годы продолжит активно расти, что, с одной стороны, будет способствовать популяризации формата, а с другой — неизбежно приведет к росту конкуренции», — прогнозирует Ольга Широкова, партнер, региональный директор департамента консалтинга и аналитики NF Group.