Суд согласился, что причиной пропуска Михаилом Абызовым срока предъявления требований к банкроту стало бездействие администрации СИЗО по удостоверению доверенности.

Арбитражный суд Московского округа оставил в силе акты нижестоящих судов, которые включили требование экс-министра открытого правительства РФ Михаила Абызова в размере 495 млн рублей в реестр требований кредиторов разорившегося КБ «Интерпромбанк» (дело А40-127548/2021). На исключении 495 млн рублей из реестра банка настаивало Агентство по страхованию вкладов (АСВ), ссылающееся на пропуск Абызовым законного срока предъявления требований к банкроту.

В суде представитель экс-министра Юлий Тай (управляющий партнер АБ «Бартолиус») сослался на то, что нижестоящие суды установили причины пропуска срока, которые не зависели от Михаила Абызова. А именно, что причиной пропуска стало бездействие администрации СИЗО, где содержался Абызов, по своевременному удостоверению доверенности. При этом адвокаты экс-министра своевременно еще до закрытия реестра уведомляли АСВ о бездействии СИЗО. Тем не менее, доверенность на представление интересов Михаила Абызова в делах о банкротстве была выдана уже после закрытия реестра.

Представители Абызова в суде подчеркнули, что заключение под стражу объективно ограничивает лицо в осуществлении своих гражданских прав. При этом направление корреспонденции и выдача доверенности полностью зависят от администрации СИЗО.

В свою очередь, АСВ настаивало, что заключенный под стражу кредитор мог знать о плохом финансовом положении Интерпромбанка до принятия определения о рассмотрении заявления о банкротстве, не будучи аффилированным с банком. Нижестоящие суды установили, что АСВ направляло корреспонденцию на имя Абызова по адресу представителя, которого считало неуполномоченным.  

В итоге окружной суд оставил в силе акты нижестоящих судов о включении требования Михаила Абызова в размере 495 млн рублей в реестр требований кредиторов Интерпромбанка. Мотивировка суда пока не опубликована.

Управляющий партнер АБ «Бартолиус» Юлий Тай в беседе с корреспондентом портала PROбанкротство подчеркнул, что Конституционный суд России неоднократно в своих решениях постулировал недопустимость повержение в правах лиц, находящихся в условиях ограничения и лишения свободы, особенно в отношении лиц, находящихся в СИЗО, ибо их вина не доказана. 

Это касается многих аспектов жизни человека и различных отраслей права: семейное, наследственное, гражданское, административное и иные. Правоприменитель обязан учитывать, что ограничение свободы объективно ограничивает не только их свободу перемещения, но и создает трудности в осуществлении иных фактических и юридических действий. Также следует подчеркнуть, что суды абсолютно обоснованно обратили внимание, что обращение вкладчика для включения его требования в РТК носит формальный характер (просто выражение волеизъявления), поскольку все остальные доказательства данного требования и его размера заведомо известны банку и АСВ.

Юлий Тай
к.ю.н., управляющий партнер Адвокатское бюро «Бартолиус»
«