К объективному банкротству ООО «СК-Медикагрупп» привели неправомерные действия КДЛ по сокрытию реальной выручки и занижению налогооблагаемого дохода.

Фабула

В июне 2020 года суд признал ООО «СК-Медикагрупп» банкротом и ввел конкурсное производство (дело А40-218503/2019). Конкурсный управляющий потребовал привлечь к субсидиарной ответственности контролирующего должника лица (КДЛ) Марата Сайфетдинова (был гендиректором с 2015 года вплоть до банкротства должника).

Поводом для претензий к экс-гендиректору стало привлечение ООО «СК-Медикагрупп» к ответственности за налоговое правонарушение и доначисление налогов. Было установлено, что ООО «СК-Медикагрупп» создало схему занижения налоговых обязательств для получение необоснованной налоговой выгоды, для чего привлекала ряд организаций исключительно с целью обналичивания поступивших на расчетные счета денег.

Нарушение привело к неуплате налога на прибыль организаций за 2015 год в размере 19,5 млн рублей и за 2016 год в размере 9,9 млн рублей.

Суды первой и апелляционной инстанций признали заявление КУ обоснованным и привлекли Сайфетдинова к субсидиарке. Ответчик подал жалобу в окружной суд.

Что решили нижестоящие суды

Суды пришли к выводу, что объективное банкротство ООО «СК-Медикагрупп», то есть невозможность погасить требования уполномоченного органа, было вызвано неправомерными действиями контролирующего общество лица по сокрытию реальной выручки и занижению налогооблагаемого дохода, направленными на получение необоснованной налоговой выгоды, повлекшими безосновательное выбытие денег из ведения ООО «СК-Медикагрупп».

Что решил окружной суд

Суд округа согласился с нижестоящими судами.

Нижестоящие суды обоснованно пришли к выводу, что если бы Марат Сайфетдинов не преследовал одну лишь цель – причинение существенного имущественного вреда публично-правовым интересам РФ в виде сокрытия выручки и вывода денег противоправным способом, то деньги были бы направлены на надлежащее исполнение ООО «СК-Медикагрупп» своих обязательств перед бюджетом, а также иными участниками гражданского оборота.

Изложенное свидетельствует о наличии причинно-следственной связи между противоправными действиями контролирующего должника лица и наступлением вредных последствий в виде невозможности полного погашения требований уполномоченного органа, и, как следствие, банкротства должника, указали суды.

В материалы дела были представлены надлежащие доказательства наличия причинно-следственной связи между действиями экс-директора должника Сайфетдинова и невозможностью погашения ООО «СК-Медикагрупп» налоговой задолженности.

Сайфетдинов не представил в материалы дела доказательств того, что неплатежеспособность общества вызвана причинами, не связанными с его действиями (бездействием).

Итог

Окружной суд оставил в силе акты нижестоящих судов о привлечении экс-директора использовавшего незаконные налоговые схемы ООО «СК-Медикагрупп» к субсидиарной ответственности.