Комитет Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям отказался поддержать законопроект об ужесточении критериев для возбуждения дел о банкротстве управляющих многоквартирными домами и ресурсоснабжающих организаций.
Напомним, законопроект № 395351-8 в июле 2023 года внесло в Госдуму Законодательное собрание Санкт-Петербурга. Авторы предложили для управляющих компаний увеличить вдвое — с трех до шести месяцев — минимальный период просрочки обязательств, после истечения которого кредиторы могут обращаться с заявлениями об их несостоятельности. Также законопроект предлагает установить дополнительное требование к минимальной сумме долга кандидата в банкроты — она, как и сейчас, должна составлять как минимум 300 тыс. рублей, но при этом быть не менее 1/6 от суммы всей выручки организации за последние 12 месяцев.
Наконец, законопроект предлагает освободить руководителей управляющих организаций от риска привлечения к субсидиарной ответственности, если они своевременно не обратились в суд с заявлением о банкротстве компании.
Комитет не поддерживает повышение пороговых значений долговой нагрузки для целей возбуждения дела о банкротстве в отношении указанных категорий юридических лиц, поскольку указанный подход может повлечь за собой накопление долговой нагрузки до тех пор, пока она не достигнет критических значений. При этом в законопроекте отсутствуют какие-либо положения, направленные на предупреждение неплатежеспособности лиц, управляющих многоквартирными домами, либо субъектов естественных монополий. В результате будут нарушены права и законные интересы кредиторов лиц, управляющих многоквартирными домами, или субъектов естественных монополий, поскольку кредиторы лишаются возможности своевременно инициировать дело о банкротстве при очевидной неплатежеспособности должника.
Позиция профильного комитета
В комитете Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям подчеркнули, что не поддерживают освобождение контролирующих должника лиц от субсидиарной ответственности за неподачу или несвоевременную подачу заявления должника о собственном банкротстве, если должник является лицом, управляющим многоквартирным домом, или субъектом естественной монополии. Причина в том, что указанное предложение существенно ограничивает кредиторов должника в возможности получения наиболее полного удовлетворения своих требований.
Приведенное в пояснительной записке к законопроекту обоснование освобождения контролирующего лица от субсидиарной ответственности подконтрольностью большинства управляющих организаций местной администрации не учитывает конституционный принцип равенства всех перед законом и равной защиты государственной, муниципальной, частной и иных форм собственности.
По мнению комитета, принятие законопроекта может повлечь за собой накопление долговой нагрузки до критических значений, из-за чего будут нарушены права кредиторов, поскольку они лишатся возможности своевременно инициировать дело о банкротстве очевидно неплатежеспособного контрагента.
«При этом в законопроекте отсутствуют какие-либо положения, направленные на предупреждение неплатежеспособности лиц, управляющих многоквартирными домами, либо субъектов естественных монополий», — указал комитет.
Комитет рекомендовал депутатам отклонить этот законопроект в первом чтении.