Гендиректор Национального союза профессионалов антикризисного управления (НСПАУ, Союз) Анастасия Каверзина направила письмо министру экономического развития РФ Максиму Решетникову, в котором попросила разъяснить особенности применения Закона о банкротстве в условиях мобилизации. В том числе, она попросила разъяснить порядок освобождения призванного на военную служба арбитражного управляющего от ведения процедуры банкротства, а также порядок утверждения новой кандидатуры арбитражного управляющего.
«В настоящее время в НСПАУ поступают обращения от саморегулируемых организаций – членов Союза и непосредственно от арбитражных управляющих, задействованных в процедурах банкротства, о дальнейших действиях в условиях мобилизации, в том числе, в случае получения арбитражным управляющим повестки о призыве на военную службу по мобилизации», - подчеркнула в письме Анастасия Каверзина.
Что предлагает НСПАУ
По мнению НСПАУ, если арбитражного управляющего призывают на военную службу, то целесообразно, чтобы суд освобождал АУ от возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве с даты поступления в суд соответствующего заявления арбитражного управляющего (к заявлению Союз предлагает прилагать копию повестки о призыве на военную службу) или с даты поступления ходатайства саморегулируемой организации, членом которой является арбитражный управляющий. Целесообразно также одновременно назначать новую кандидатуру арбитражного управляющего по представлению саморегулируемой организации, членом которой является призванный на военную службу арбитражный управляющий.
Какие поправки в законодательство предлагает НСПАУ
Союза также просит министра экономического развития Максима Решетникова рассмотреть вопрос о незамедлительном внесении изменений в Закон о банкротстве и иные нормативные правовые акты в целях приведения их в соответствие с мобилизационными условиями. А именно:
1. В случае освобождения от ведения процедуры банкротства призванного на военного службу арбитражного управляющего для процессуальной экономии и обеспечения возможности осуществления фактического правопреемства, в том числе передачи всех документов и материалов по процедуре новому арбитражному управляющему, а также сохранения контроля за ходом процедуры банкротства, НСПАУ считает целесообразным предоставить полномочия по направлению в арбитражный суд новой кандидатуры арбитражного управляющего саморегулируемой организации, членом которой является призванный на военную службу арбитражный управляющий. При этом необходимо предусмотреть такое основание освобождения от ответственности арбитражных управляющих за непередачу документации и имущества, как призыв на военную службу.
2. Ввести в закон о банкротстве механизм приостановления членства арбитражного управляющего в саморегулируемой организации (на срок нахождения на военной службе). Это позволит арбитражному управляющему не платить членские и иные взносы и не заключать договор обязательного страхования ответственности, а саморегулируемой организации арбитражных управляющих – сохранить свой правовой статус, обеспечив соответствие условию о минимальной численности членов.
3. Для соблюдения конституционного права на судебную защиту призванного на военную службу арбитражного управляющего, а также принципа справедливости юридической ответственности, с даты принятия судом заявления об освобождении указанного арбитражного управляющего от исполнения обязанностей в деле о банкротстве (или аналогичного ходатайства саморегулируемой организации) НСПАУ считает необходимым обеспечение следующих процессуальных последствий:
на срок нахождения на военной службе приостанавливается рассмотрение жалоб (обращений, заявлений) в отношении действий арбитражного управляющего, связанных с его деятельностью, в том числе направленных в саморегулируемые организации, административных дел, заявлений о привлечении арбитражного управляющего к административной ответственности (при этом жалобы (обращения, заявления), поданные в период нахождения арбитражного управляющего на военной службе, остаются без рассмотрения с сохранением возможности повторного направления и рассмотрения после возвращения его с военной службы);
на срок нахождения на военной службе арбитражного управляющего приостанавливается рассмотрение заявлений о взыскании убытков, связанных с его деятельностью, в том числе споры по выплатам из компенсационного фонда ввиду отсутствия возможности реализации права регрессного требования, приостанавливается взыскание убытков по вступившим в законную силу решениям судов;
прерываются процессуальные сроки на совершение установленных в процедуре банкротства действий арбитражного управляющего - до даты утверждения нового арбитражного управляющего.
4. В случае призыва должника - физического лица - на военную службу необходимо законодательно обеспечить приостановление процедуры банкротства на период прохождения им службы.
Свобода передвижения: также НСПАУ просит обеспечить возможность свободного передвижения арбитражных управляющих между различными субъектами России для исполнения возложенных на них обязанностей (при отсутствии мобилизационного предписания).
Почему это важно
В беседе с корреспондентом портала PROбанкротство Анастасия Каверзина пояснила необходимость направления письма в Минэкономразвитие тем, что в НСПАУ поступает большое количество обращений от членов Союза с просьбой разъяснить порядок смены арбитражного управляющего в случае, если он получил повестку.
Да, мы можем, например, попробовать использовать аналогию права и такой инструмент как освобождение арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей. Но в дальнейшем, при назначении новой кандидатуры арбитражного управляющего, мы сталкиваемся с необходимостью проведения собрания кредиторов должника. Это достаточно длительный процесс и если он будет приобретать массовый характер, и в большом количестве процедур будет происходить смена арбитражных управляющих, то у нас большое количество процедур по сути будут находиться в замороженном состоянии.
Кроме того, в этом письме НСПАУ посчитал необходимым также сформулировать ряд предложений по внесению изменений в Закон о банкротстве, которые, по словам Анастасии Каверзиной, должны быть в нем предусмотрены, поскольку в действующем законе отсутствуют положения, которые регулировали бы особенности работы арбитражных управляющих в таких особых условиях.