Еще в 2021 г. доля продаж в общем объеме сделок с офисной недвижимостью составляла 10–11%, но с 2022-го этот показатель начал расти и сейчас достиг 20%. Причем это доля именно тех офисов, которые покупает сам конечный пользователь, а не инвестор, планирующий сдавать помещения в аренду, отмечает Полина Афанасьева, руководитель департамента исследований и аналитики компании CMWP. В эту категорию входят и покупатели, которые приобретают помещения по 300-500 кв. м, и крупные клиенты, занимающие несколько тысяч «квадратов», добавляет Наталья Никитина, международный партнер, руководитель департамента офисной недвижимости CMWP.
«Офис – это надежная инвестиция. Хотя сейчас, из-за высокой стоимости приобретения, доходность вложений в офисы нельзя назвать очень большой, но покупка офиса – это инструмент сохранения средств для компании. В будущем эти помещения всегда можно сдать в аренду – частично или полностью», – комментирует Наталья Никитина.
Во всех строящихся бизнес-центрах со сроком ввода до 2026 г. свободно только 40% помещений, причем 66% этого объема – для продажи. То есть под аренду остается крайне мало новых площадей. Еще меньше их в действующих БЦ: на данный момент свободно менее 5% пространства в бизнес-централ. Это значит, что сейчас сформировался рынок арендодателя, поясняет Наталья Никитина.
«То есть арендодатель выкручивает клиенту руки, так как тому уходить некуда. Отсюда высокая ставка аренды при продлении, сроки аренды, которые не удовлетворяют клиента, т.е. достаточно долгий договор аренды», – рассказывает она.
Таким образом, в сегодняшних условиях иметь собственное, а не арендуемое помещение гораздо выгоднее, считает Никитина.
Все это приводит к дальнейшему росту спроса на покупку офисов. Более того, многие клиенты даже готовы ждать подходящего лота достаточно продолжительное время, пока у девелоперов не появится соответствующий вариант. Тем более что девелоперы предлагают различные финансовые модели для покупки офисов, которые часто оказываются более привлекательными, чем банковские кредиты.