По данным «Эксперт РА», общая доля обесцененных активов в чистых инвестициях в лизинг достигла 8,3%.

По данным рейтингового агентства «Эксперт РА», российский лизинговый рынок столкнулся с существенным ухудшением качества активов в первом полугодии 2025 г. Общая доля обесцененных активов в чистых инвестициях в лизинг достигла 8,3%, увеличившись на 2,7 процентных пункта по сравнению с началом года, рассказал «Коммерсантъ». В денежном выражении объем проблемных активов составил 490 млрд рублей, продемонстрировав рост почти в полтора раза за шесть месяцев. Данная динамика происходит на фоне общего сокращения лизингового портфеля: чистые инвестиции в лизинг и активы в операционной аренде снизились на 2% с начала года, составив 5,9 трлн рублей. При этом объем нового бизнеса лизинговых компаний за первое полугодие 2025 г. достиг 813 млрд рублей.

В структуре обесцененных активов наблюдаются разнонаправленные тенденции. Наиболее значительный рост продемонстрировала доля изъятого имущества, которая увеличилась с 3,3% до 5,5%. Доля просроченной задолженности свыше 90 дней выросла более умеренно — с 2,3% до 2,8%.

Эксперты «Эксперт РА» объясняют сложившуюся ситуацию комплексом факторов: снижением платежеспособности лизингополучателей в условиях высоких процентных ставок, а также последствиями агрессивной политики роста при одновременном снижении уровня авансовых платежей в период с 2023 г. по первое полугодие 2024 г.

При этом для лизингодателей, занимающих позиции ниже 50-го места в рэнкинге, доля просрочки более 90 дней составляет 3,5%. В то же время компании, находящиеся на 21–50 местах, демонстрируют показатель в 1,8%. Компании меньшего размера проявляют повышенную лояльность к клиентской базе и чаще идут на переговоры и реструктуризацию задолженности, нежели прибегают к процедуре изъятия имущества.

Анализ структуры изъятого имущества показывает доминирование грузовых автомобилей, на которые приходится 64% от общего объема изъятой техники. Данные компании «Европлан» подтверждают эту тенденцию: в стоке компании находится примерно 5 тыс. изъятых машин, из которых около 40% составляют коммерческие автомобили, около 30% — легковые автомобили и еще около 30% — самоходная техника, автобусы и прицепы.

В «Эксперт РА» связывают высокую долю изъятий грузовых автомобилей с их закупкой и передачей в лизинг по завышенным ценам в период дефицита предметов лизинга и повышения утилизационного сбора. Последующее воздействие высоких процентных ставок, снижение тарифов на грузоперевозки и ухудшение платежеспособности бизнеса привели к схлопыванию ценового «пузыря» и росту изъятий в сегменте коммерческих автомобилей.

В группе рейтингов финансовых институтов АКРА отметили, что транспортные средства, в отличие от специализированного оборудования, имеют развитый вторичный рынок, что делает их изъятие и последующую реализацию более привлекательными для лизингодателей по сравнению с накоплением задолженности.

Компании, работающие со спецоборудованием, в первую очередь работают с контрагентами по получению задолженности, используя в том числе инструменты рефинансирования.

Почему это важно

Рост проблемных активов на лизинговом рынке отражает снижение платежеспособности клиентов, отметила Ксения Риф, советник практики банкротства Адвокатского бюро города Москвы «Инфралекс».

Лизингодатели, по ее словам, все чаще вынуждены взыскивать задолженность и изымать имущество, что повышает вероятность банкротств среди лизингополучателей,

Для бизнеса важно заранее инициировать переговоры о реструктуризации, чтобы сохранить имущество. В ответ на ухудшение качества портфелей компании будут ужесточать условия сделок (например, требовать дополнительные формы обеспечения), что ограничит доступ к лизинговому финансированию, но поможет сократить риски накопления новых проблемных активов.

Ксения Риф
советник практики банкротства Адвокатское бюро города Москвы «Инфралекс»
«

По мнению Александры Симоновой, главного аналитика департамента взыскания Компании Conomica, рост проблемных активов, о котором сообщает «Эксперт РА», — тревожный сигнал для лизингового рынка.

Больше всего, продолжила она, страдают малые и средние компании: для них лизинг — основной способ обновления техники и транспорта, и потеря предмета лизинга часто означает остановку бизнеса и риск банкротства. У крупных клиентов ситуация стабильнее, но задержки платежей есть и у них.

Увеличение изъятий и просрочек говорит о том, что во второй половине 2025 г. число банкротств будет расти. Кроме того, основными клиентами лизинговых компаний являются клиенты из отраслей строительства, дорожного строительства, а также транспорта и логистики, то есть отраслей, наиболее пострадавших от высокой ключевой ставки, пояснила она.

Снижение же ключевой ставки, как ни парадоксально, тоже влечет ухудшение качества активов лизинговых компаний, поскольку клиенты, приобретшие оборудование по высоким ставкам, в случае, если договоры не предусматривают ее пересмотра, просто отказываются от лизинга, возвращая предмет лизинга лизингодателю и заключая новые договоры по актуальным предложениям, либо воздерживаясь от обновления основных средств до более благоприятной экономической ситуации.

Если ключевая ставка и ставки по лизингу останутся высокими, это приведет к сохранению низкого спроса и росту доли проблемных активов в портфеле лизинговых до 10–12% к концу года. Это приведет и к росту количества банкротств, особенно в отраслях транспорта, строительства и МСП. Лизинговые компании будут накапливать изъятое имущество, которое трудно продавать без потерь. В таких условиях возможна консолидация: слабые игроки будут уходить, а крупнейшие компании с поддержкой банков и государства смогут сохранить объемы бизнеса.

Александра Симонова
главный аналитик департамента взыскания Компания Conomica
«

Оживить рынок способны действия регулятора по дальнейшему снижению ключевой ставки и усилению программ субсидирования, что сделает лизинг доступнее и выгоднее для основных потребителей услуг, заключила она.