Суды двух инстанций посчитали завышенной комиссию в 6%, которую Россельхозбанк запросил за перевод денег кредитору со спецсчета должника. Но суд округа встал на сторону банка, признав за ним право устанавливать тарифы.

Компания ООО «Плаза-М», которая занималась арендным бизнесом, обанкротилась в декабре 2016 года (А41-11009/2016). Один из ее кредиторов — Дмитрий Дунаев — потребовал от должника 13,8 млн рублей. Эти деньги были направлены Дунаеву со счета в Россельхозбанке (РСХБ), который списал за операцию комиссию в размере 6% (на дату заключения договора с банком комиссия была 2%). Комиссия составила 830 тыс. рублей, причем банк списал ее за счет средств, которые конкурсный управляющий «Плазы-М» Илья Шкаринов зарезервировал для своего вознаграждения.

Банк знал, что эти деньги предназначены для КУ, поэтому позже суд признал списание недействительной сделкой, отмечает Ассоциация юристов в сфере ликвидации и банкротства. РСХБ вернул деньги и попросил учесть его требования в первой очереди текущих платежей. Но КУ заявил, что это злоупотребление правом, и отказал.

Тогда РСХБ обжаловал позицию управляющего, но суды двух инстанций посчитали, что банк запросил слишком высокую комиссию, размер которой нарушил права должника и кредиторов. По мнению суда, РСХБ может заявить требования исходя из тарифа для перевода юрлицам.

Но суд округа рассуждал иначе. Он напомнил, что Центробанк дал банкам право устанавливать тарифы на свои услуги. Причем в договоре с РСХБ размер комиссии был указан, и, подписывая этот документ, КУ согласился с его условиями.

Две инстанции расценили, что банкротство аналогично исполнительному производству, а значит, списывать комиссию нельзя. Но суд округа с ними не согласился, отметив, что эти процедуры регулируются разными законами, а работа банков — законом «О банках и банковской деятельности». В кассации не согласились и с утверждением КУ, что очередность текущего платежа должна быть понижена из-за того, что суды признали списание комиссии недействительной сделкой. Положения о возможности понижения очередности здесь неприменимы (п. 27 постановления Пленума ВАС № 63 от 23 декабря 2010 года), так как рассматривается не вопрос включения в реестр требований кредиторов, а вопрос учета текущих платежей, заявили в кассации.

В результате суд округа обязал учесть требования РСХБ в размере 830 тыс. рублей в первой очереди текущих платежей.