В течение первого квартала 2024 года в Петербурге не открылось ни одного нового торгового комплекса, однако до конца года запланировано ввести в эксплуатацию 77 тыс. кв. метров торговых площадей. Это в 2,1 раза больше, чем в 2023 году (было сдано 36,4 тыс. «квадратов»), и в 4,75 раза больше, чем в 2022-м (16,2 тыс. кв. метро), приводят данные аналитики компании Nikoliers.
Несмотря на активизацию строительства, доля свободных помещений в ТЦ не растет, а сокращается: в 2022 году пустовало 10,4%, в 2023-м — 6,3%, в конце первого квартала 2024-го — 6,2%, а по итогам года эксперты ожидают снижения до 5-6%. В январе-марте текущего года в торговых центрах Северной столицы арендаторы открыли 45 новых объектов (без учета переездов арендаторов внутри ТЦ), в том время как годом ранее в тот же период было только 34 открытия.
Например, в городе выросла активность иностранных брендов: в этом году появилось восемь новых магазинов, в числе которых турецкие Climber и Loft, итальянские Arena и Tezenis, германский Tamaris The North Face из США.
Другая яркая тенденция — появление арендаторов неторгового направления: спорт, общепит, развлечения для взрослых и детей, МФЦ «Мои документы». Например, в 2022-2023 годах начали работать МФЦ в петербургских торговых комплексах на Наличной улице, на Северном и Лахтинском проспектах. В ТЦ «Балкания NOVA» 900 кв. метров занял картинг-клуб CrazyDrift.
Из 13 действующих в Северной столице фуд-холлов семь расположены в ТЦ. Недавно открылся фуд-холл в ТЦ «Атлантик сити», а в текущем году запланирован запуск еще двух — в комплексах «Парк Молл» и Hollywood.
В ТЦ «Лето» начнет работать первый в Петербурге термальный комплекс.
Фитнес также все больше тяготеет к моллам. Например, половина точек спортивной сети DDX Fitness расположена в ТЦ и ТРЦ. В 2024 году московская компания выходит на рынок Петербурга, причем оба фитнес-центра в этом городе будут открыты в ТЦ.
«К плюсам размещения в торговом центре относятся walking трафик, который генерируют успешные торговые центры и узнаваемость локации, что достаточно легко транслируется клиентам», — поясняет Владимир Курдин, директор по развитию и франчайзингу DDX Fitness.
Заинтересованность в расширении мультиформатности у владельцев и арендаторов моллов обоюдная, говорят эксперты. Каждое новое предложение увеличивает трафик комплекса.
«Даже если у тебя открылся детский центр или кинотеатр, и у тебя добавилось всего 5% уникальных посетителей, у тебя при этом может подрасти совокупный товарооборот по проекту на 10-15%», — отмечает региональный директор департамента торговой недвижимости консалтинговой компании NF Group Евгения Хакбердиева.