Общеизвестная статистика корпоративных банкротств иллюстрирует ужасающие тренды — в 60% дел о банкротстве в 2019–2022 гг. кредиторы получили 0% удовлетворенных требований, а в остальных 40% дел в 2022 году кредиторы 3-й и 4-й очереди получили лишь 4,2%.

При этом количество банкротств растет, и, несмотря на статистику, многие эксперты считают процедуру банкротства самым эффективным инструментом для взыскания долгов, особенно в сравнении с инертными процедурами исполнительного производства или списания средств со счетов должников в банках.

Что дает банкротство?

Десятки практичных инструментов по воздействию на должника и его бенефициаров: субсидиарная ответственность, противодействие фиктивным и аффилированным кредиторам, оспаривание сделок по специальным основаниям, закрепленная законом процедура пропорционального удовлетворения требований кредиторов, обжалование судебных актов должника, убытки органов управления / управляющих и многое другое.

Но если процедура банкротства настолько эффективна, то почему статистика удовлетворения требований кредиторов имеет такие ужасающие тренды? 

На наш взгляд, ответ на заданный вопрос находится в плоскости финансовой целесообразности. 

В классическом судебном процессе (истец vs ответчик) финансовые затраты сводятся к расходам на юристов и пошлинам, а в банкротстве добавляются расходы на сопровождение десятков обособленных споров и потенциальные расходы на финансирование процедуры банкротства. При этом масштаб банкротства и количество обособленных споров значительно превосходят базовый общеисковой процесс.

Помимо финансовых затрат, заявитель несет и временные издержки. Если судебный спор длится в среднем от 6 до 12 месяцев, то процедура банкротства может длиться годами, что влечет рост затраченных трудовых ресурсов кредиторов и потерю стоимости денег во времени. 

Совокупность описанных факторов приводит нас к рекомендации — принимать решение о банкротстве должника целесообразно после проведения анализа финансовых перспектив процедуры

В целом описанное решение не является чем-то новым, поскольку каждый хороший специалист в сфере банкротства в состоянии затратить несколько часов на анализ должника и его показателей, после чего сформировать мнение о целесообразности инициирования процедуры. 

Но такой анализ носит несистемный и субъективный характер, что неминуемо ведет к ошибкам, именно поэтому нами была разработана модель банкротного скоринга. 

Банкротный скоринг — система оценки должников на предмет финансовой целесообразности инициирования процедуры банкротства, основанная на численных и статистических методах. 

Предлагаемый нами метод включает в себя несколько составляющих оценки.

Мы анализируем, каким образом активы должника соотносятся с размером кредиторской задолженности, как давно у должника проявляются признаки несостоятельности, как изменение динамики активов в бухгалтерском балансе проявлялось в жизни компании, а также перспективы финансирования процедуры за счет собственных средств должника, а не за счет средств кредитора.

Выявляем прогнозируемый процент требований клиента в реестре требований кредиторов должника. Это помогает смоделировать бюджет проекта, в котором значение имеют прогнозируемые затраты на сопровождение и финансирование процедуры, временные затраты и прогнозируемый доход.

Дополнительно необходимо проанализировать потенциальную конкуренцию за активы банкрота: будут ли в реестре крупные игроки с преференциями в виде залога или множество иных кредиторов, требования которых размоют процент требований клиента.

Для анализа имеет значение, что из себя представляет должник: является фирмой-«однодневкой», стабильной среднестатистической компанией или крупным бизнесом

В перспективах банкротства важно спрогнозировать ликвидность применяемых процессуальных инструментов: оспаривание сделок и привлечение контролирующих лиц к субсидиарной ответственности. Здесь важен показатель, что из себя представляет менеджмент и как он вел себя в период до банкротства. 

Например, изменение органов управления на офшорную компанию незадолго до дефолта свидетельствует о намерении бенефициаров дистанцироваться от проблемной компании, а огромные обороты при низком количестве сотрудников и отсутствии чистой прибыли могут свидетельствовать об использовании должника в качестве компании-транзитера. Все это может добавлять рискованности и сложности процедуре банкротства.

Банкротный скоринг стремится спрогнозировать (насколько это возможно) перспективы процедуры банкротства для конкретного лица — клиента. Юристы, проводящие анализ, дают конкретные рекомендации и далеко не всегда предлагают инициировать процедуру банкротства. Иногда для клиента гораздо выгодней пойти иным путем, например, привлекать к субсидиарной ответственности менеджмент вне рамок дела о банкротства, а иногда и вовсе «простить и забыть».

Созданный юристами BGP litigation продукт банкротного скоринга является уникальным для аудитории частных клиентов

Схожим образом на государственном уровне ФНС разработана СКУАД — Система комплексного управления и администрирования долга, в которую собираются данные из общедоступных и внутренних государственных источников в цифровой портрет должника, который позволяет инспекторам принимать решения о дальнейшей судьбе долга.

BGP litigation предлагает уникальное решение для лиц, не являющихся профессионалами в сфере банкротства, получить профессиональное юридическое мнение — отчет на основании проведенного статистического и интеллектуального анализа. 

Подробно прочитать о том, как работает сервис «Банкротный скоринг», разработанный сотрудниками банкротной практики юридической фирмы BGP Litigation и порталом PROбанкротство, и попробовать этот уникальный алгоритм расчета оценки финансовой целесообразности инициирования процедуры банкротства должника можно уже сейчас на странице СЕРВИСЫ.

Над материалом работали:

Юлия Ефишова
Анастасия Черных
юрист практики разрешения споров и банкротства Юридическая фирма BGP Litigation
Связанные сервисы
Банкротный скоринг
Оцениваем, стоит ли банкротить должника