Банковское обслуживание банкротов за последние годы существенно набрало обороты и во многом вышло на принципиально новый уровень. Разберемся в коллизии норм законодательства о банкротстве и Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ.

Данное направление банковского сектора очень динамично развивается, и сейчас банки работают с массовым потоком клиентов-банкротов. Несмотря на то, что уровень профессионализма как банковских сотрудников, так и самих арбитражных управляющих значительно вырос, спорные ситуации по-прежнему возникают, что связано и с некоторыми пробелами в законодательном регулировании банковского обслуживания несостоятельных клиентов, и с возникновением большего числа нестандартных, сложных ситуаций по сравнению с недавним прошлым.

Один из таких вопросов связан с коллизией норм законодательства о банкротстве и Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». С одной стороны, существует обязанность юридического лица предоставлять достоверные сведения для включения их в ЕГРЮЛ, а с другой стороны — особый порядок функционирования и управления предприятием-банкротом. Ввиду недобросовестного поведения контролирующих должника лиц конкурсные управляющие сталкиваются с отказом в банковском обслуживании из-за недостоверных данных об адресе банкрота, что затрудняет его идентификацию и автоматически вызывает повышенный интерес в аспекте противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Как действовать конкурсному управляющему при отказе банка: 

1

от заключения договора банковского счета,

2

в распоряжении счетом, если в ЕГРЮЛ есть запись о недостоверности сведений об адресе несостоятельного юридического лица?

Использовать аргументы для обоснования своей позиции

Констатировать отсутствие законодательного запрета на открытие счета организации, в отношении которой имеются сведения о недостоверности адреса

П. 6 ст. 11 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ) предусматривает, что в случае, если установлена недостоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в том числе об адресе юридического лица, регистрирующий орган направляет такому юридическому лицу, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от его имени, уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений. В случае непредставления в течение 30 дней сведений или документов, свидетельствующих о достоверности сведений, регистрирующий орган вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице. Впоследствии такие организации подлежат исключению из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ. При этом решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве либо о проводимых в отношении юридического лица процедурах банкротства. (п. 2 ст. 21.1 Закона № 129-ФЗ.). Таким образом, для юридических лиц, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве, не предусмотрено исключение из ЕГРЮЛ в связи с наличием недостоверных сведений, что объясняется особым порядком работы такой организации, предусмотренным Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ).

Банк в силу закона обязан идентифицировать клиента, установив в отношении юридических лиц наименование, организационно-правовую форму, идентификационный номер налогоплательщика или код иностранной организации, сведения об имеющихся лицензиях на право осуществления деятельности, подлежащей лицензированию, доменное имя, указатель страницы сайта в сети Интернет, с использованием которых юридическим лицом оказываются услуги (при наличии) для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, также основной государственный регистрационный номер и адрес юридического лица, для юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством иностранного государства, также регистрационный номер, место регистрации и адрес юридического лица на территории государства, в котором оно зарегистрировано [п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»] (далее — Закон № 115-ФЗ). 

Абз. 10, 13 п. 5 ст. 7 Закона № 115-ФЗ предусмотрен запрет открывать банковский счет (вклад) юридическому лицу без личного присутствия его представителя (если он уже идентифицирован кредитной организацией в соответствии с требованиями данного закона), в частности, в случае если данное юридическое лицо и (или) лицо, имеющее право действовать от имени данного юридического лица, и (или) его бенефициарный владелец (один из его бенефициарных владельцев), и (или) его участник (один из его участников), за исключением акционера, являющийся юридическим лицом и владеющий более чем 25% в капитале юридического лица, которому открывается банковский счет (вклад), являются лицом, в отношении которого в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице.

Согласно ч. 2 ст. 846 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом, и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, уставом банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.

Безоговорочный запрет на открытие счета организации, в отношении которой имеются сведения о недостоверности адреса, отсутствует, поэтому отказ в заключении с ней договора банковского счета только по данному основанию не обоснован с точки зрения закона

В то же время при наличии сведений о недостоверности адреса организации запрет для банков открывать ей банковский счет без личного присутствия представителя юридического лица предусмотрен.

Само по себе наличие записи о недостоверности сведений об адресе организации не свидетельствует о достаточности оснований для принятия банком решения об отказе от заключения договора банковского счета, поскольку из системного толкования положений Закона № 115-ФЗ и принятых в соответствии с ним правовых актов следует, что банкам предоставлено право при открытии счета осуществлять проверку клиента для установления обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что целью заключения договора является совершение операций, направленных на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 09.03.2021 № Ф02-7161/2020 по делу № А33-34656/2019).

Правовые основания для отказа КУ в распоряжении счетом должника при наличии в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица отсутствуют

Банк правомочен отказать в предоставлении услуг дистанционного обслуживания такому клиенту.

Руководствуясь разъяснениями, содержащимися в Письме Банка России от 28.06.2012 № 90-Т «Об информации, размещаемой на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС России)», а также абз. 2 п. 4 «Методических рекомендации о подходах к управлению кредитными организациями риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма» (утв. Банком России 16.02.2018 № 5-МР), банк имеет право отказать в предоставлении услуг дистанционного обслуживания (доступ в интернет-банк в том числе) клиенту в случае наличия в отношении него записи о недостоверности сведений о юридическом лице в ЕГРЮЛ.

Исключений для несостоятельных организаций данные разъясняющие документы не содержат, из чего следует, что ограничение в распоряжении счетом в виде отказа в доступе к услугам дистанционного обслуживания возможно и в этом случае

Кейс с фабулой отказа банком конкурсному управляющему в распоряжении счетом в том числе по мотиву наличия в ЕГРЮЛ недостоверных данных об адресе должника (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2021 № 13АП-34691/2020 по делу № А56-32460/2020) акцентирует внимание на отсутствии у конкурсного управляющего обязанности по изменению недостоверного адреса юридического лица. От этой мысли логически переходим к следующему тезису.

Основания для исправления сведений о недостоверном адресе должника у конкурсного управляющего отсутствуют

Поскольку в силу Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» изменение адреса юридического лица, находящегося в конкурсном производстве, противоречит целям и задачам этой процедуры банкротства.

Полномочия конкурсного управляющего определены законодательно, в их число включено распоряжение счетами должника (ст. 133 Закона № 127-ФЗ).

Недостоверность адреса компании-банкрота неверно вменять в вину конкурсному управляющему, поскольку последний не отвечает за действия бывших руководителей должника и его участников.

После признания арбитражным судом организации банкротом общество прекращает свою самостоятельную деятельность, получение нового адреса для юридического лица противоречит целям и задачам конкурсного производства

Конкурсный управляющий, выступая в качестве представителя должника, имеет свой юридический и почтовый адрес, по которому устанавливается связь с самим обществом-банкротом (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.02.2020 № Ф04-6635/2019 по делу № А45-12318/2019).

Обратиться за судебной защитой нарушенного права

При отказе банка от заключения договора банковского счета с должником надлежащим способом защиты нарушенного права будет являться обращение в Арбитражный суд

При отказе банка от заключения договора банковского счета с должником по причине наличия в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе несостоятельного юридического лица надлежащим способом защиты нарушенного права будет являться обращение в Арбитражный суд с исковым заявлением к банку о понуждении к заключению договора открытия банковского счета и расчетно-кассового обслуживания в порядке ст. 34, 35, 125, 126 АПК РФ.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. На основании п. 2 ст. 846 Гражданского кодекса Российской Федерации банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет, на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленным в соответствии с ним банковским правилам. Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение соответствующих операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами. При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (о понуждении заключить договор). В этом случае договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.

При отказе банка КУ в распоряжении счетом должника надлежащим способом защиты нарушенного права будет являться обращение в Арбитражный суд

При отказе банка конкурсному управляющему в распоряжении счетом должника при наличии в ЕГРЮЛ записи о недостоверности сведений об адресе юридического лица надлежащим способом защиты нарушенного права будет являться обращение в Арбитражный суд с исковым заявлением к банку об обязании допустить конкурсного управляющего к распоряжению счетом должника и находящимися на нем денежными средствами в порядке ст. 34, 35, 125, 126 АПК РФ.

Согласно п. 1 ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Повышенное внимание к клиенту по формальным основаниям в аспекте противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма зачастую неоправданно в отношении банкротов в силу той специфики, которую имеет функционирование такого лица.

Преобладающая позиция судебных инстанций о приоритете специальных «банкротных» норм и оценке доказательств с точки зрения экономической и правовой обоснованности поведения конкурсных управляющих и банков говорит о разрешении этой коллизии скорее в пользу добросовестных конкурсных управляющих. Признание недопустимости возложения на последних ответственности за деятельность контролирующих должника лиц до введения процедуры банкротства в дальнейшем может лечь в основу дальнейшего правового закрепления исключений из общих правил, которые касаются несостоятельных клиентов банков.

Над материалом работали:

Алла Ленева
юрист