Споры, которые рассмотрит Верховный Суд с 10 по 16 марта 2025 г.

ВС разъяснит правовой режим залога единственного жилья при банкротстве гражданина

10 марта

Галина Сухомлинова была признана банкротом, в отношении нее введена процедура реализации имущества. Финансовый управляющий оспорил договор займа с залогом 1/3 доли квартиры, заключенный между должницей, ее мужем Владимиром Сухомлиновым, сыном Романом Сухомлиновым и Светланой Букаревой. Суды трех инстанций частично удовлетворили требования управляющего, признав договор недействительным в части залога доли Галины Сухомлиновой без согласия управляющего. Букарева обратилась в Верховный Суд, указав, что спорная квартира является единственным жильем должника и его семьи, и поэтому она не включается в конкурсную массу. Судья ВС О.Ю. Шилохвост передал дело в Экономколлегию (дело № А41-78725/23).

ВС разъяснит применение моратория на банкротство к взысканию неустойки

12 марта

ООО «БелТрансЛифт» и ООО «Омега» заключили договор купли-продажи лифтового оборудования в ноябре 2019 г. В дальнейшем ООО «БелТрансЛифт», полностью выполнившее обязательства по поставке оборудования, обратилось в суд с иском о взыскании с ООО «Омега» неустойки за нарушение сроков оплаты по договору. ООО «Омега» предъявило встречный иск о взыскании неустойки за нарушение сроков поставки. Суд первой инстанции отказал в удовлетворении обоих исков. Апелляционный и кассационный суды частично удовлетворили иск ООО «БелТрансЛифт», указав, что мораторий на банкротство не распространяется на требования об оплате по договору. ООО «Омега» обратилось с кассационной жалобой в Верховный Cуд, считая, что к нему применим мораторий на взыскание неустоек, поскольку его основной вид деятельности относится к наиболее пострадавшим отраслям экономики. Судья ВС А.А. Якимов передал жалобу на рассмотрение Коллегии по экономическим спорам (дело № А14-2203/2023).

ВС разъяснит объем вознаграждения управляющего при продаже залоговой квартиры

13 марта

Финансовый управляющий Татьяна Мосолова в рамках дела о банкротстве Ирины Феофановой обратилась в суд с заявлением об установлении процентов по вознаграждению от реализации заложенного имущества должника – квартиры в Санкт-Петербурге за 5 млн рублей. Суд первой инстанции удовлетворил заявление, но апелляция и кассация отменили это решение, посчитав его преждевременным, так как часть средств от продажи квартиры должна быть направлена на приобретение должнику нового жилья взамен проданного. Кроме того, суды отметили, что финансовый управляющий не приложил значительных усилий для пополнения конкурсной массы. Мосолова обжаловала эти акты в Верховный Суд, указав, что выводы судов противоречат позициям Конституционного и Верховного судов о порядке распределения средств от продажи единственного заложенного жилья банкрота. Заместитель председателя ВС РФ Юрий Иваненко передал жалобу на рассмотрение Экономколлегии (дело № А84-664/2022).