Госдума приняла в трех чтениях законопроект, который разрешил финансовым управляющим (ФУ) самостоятельно исключать из конкурсной массы имущество граждан-банкротов, которое по действующим правилам не подлежит взысканию.
Изначально этот законопроект предоставлял правительству РФ право устанавливать список денежных выплат за участие в боевых и контртеррористических операциях и заданиях, которые нельзя направить на погашение долгов в рамках дела о банкротстве гражданина.
Законопроект предусматривает, что указанные денежные выплаты не будут подлежать включению в конкурсную массу полностью или в части по заявлению лица, которому указанные денежные выплаты предназначены, направляемому финансовому управляющему. При этом запрет на включение в конкурсную массу указанных денежных выплат не будет действовать в отношении алиментных обязательств, а также обязательств о возмещении вреда в связи со смертью кормильца.
Принятые депутатами поправки предусматривают обязанность финансового управляющего по передаче гражданину или совершеннолетнему члену семьи гражданина находящихся в его распоряжении денежных выплат, не подлежащих включению в конкурсную массу.
Ко второму чтению депутаты включили в законопроект норму, разрешающую финуправляющим самостоятельно, без суда принимать решения об оставлении гражданину-банкроту имущества, на которое нельзя обратить взыскание.
Перечень такого имущества указан в статье 446 Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ. В частности, в этом перечне единственное жилье, не заложенное по ипотеке. Также это предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и других предметов роскоши и т. д.
Споры по поводу исключения имущества из конкурсной массы должны рассматриваться судом в упрощенном порядке, то есть без проведения заседания и вызова сторон.
Новые правила будут применяться к заявлениям, поданным после дня вступления в силу закона, независимо от даты введения процедуры банкротства. Закон вступит в силу со дня его официального опубликования.
Почему это важно
Актуальность предлагаемых поправок становится очевидной при учете того обстоятельства, что уровень закредитованности населения весьма высок. Закредитованность непосредственно является фактором банкротства, которое уже, в свою очередь, и предусматривает формирование конкурсной массы из имущества должника. В нынешних геополитических условиях те граждане нашей страны, которые буквально рискуют жизнью каждый день в интересах государства и общества, заслуживают того, чтобы доход, связанный с выполнением такой государственной задачи, был законодательно защищен. Тем более, что такой доход наверняка получен после возникновения просроченных долговых обязательств (если речь идет о перспективе банкротства). При этом безусловно то, что вопрос взыскания задолженности должен так или иначе регулироваться, возможно, через реструктуризацию долга, рассрочку, отсрочку. Но и гарантия финансовой безопасности семьи военнослужащего присутствовать должна. Такая гарантия, конечно, не должна давать очевидную возможность для злоупотребления, но и в полном объеме производить взыскание на конкретный доход, думается, нерациональным.