ООО «АВА-Бетон» было признано банкротом в 2018 г. В 2020 г. кредитор ООО «ПромСтрой» подал заявление о привлечении Бориса Кержнера, Ольги Кержнер, Сергея Фирсова, Александра Щербакова, Марии Щербаковой и Романа Щербакова к субсидиарной ответственности. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования частично. Сергей Фирсов и Александр Щербаков обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Московского округа. Кассация отменила судебные акты в части привлечения к субсидиарной ответственности Фирсова, Щербакова и Кержнера, указав на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение обстоятельств дела и направила спор на новое рассмотрение (дело № А40-166307/2018).
Фабула
ООО «АВА-Бетон» было признано банкротом в 2018 г. В 2020 г. кредитор ООО «ПромСтрой» подал заявление о привлечении Бориса Кержнера, Ольги Кержнер, Сергея Фирсова, Александра Щербакова, Марии Щербаковой и Романа Щербакова к субсидиарной ответственности.
Арбитражный суд города Москвы и Девятый арбитражный апелляционный суд признали заявление обоснованным частично. Сергей Фирсов и Александр Щербаков обратились с кассационными жалобами в Арбитражный суд Московского округа, рассказал ТГ-канал «Субсидиарная ответственность».
Что решили нижестоящие суды
Суды привлекли Бориса Кержнера к субсидиарной ответственности за непередачу документов конкурсному управляющему, совершение сделок во вред кредиторам и неподачу заявления о банкротстве и взыскали с Ольги Кержнер как наследника 57,1 млн рублей.
Сергей Фирсов и Александр Щербаков были привлечены к субсидиарной ответственности за несозыв собрания участников ООО «АВА-Бетон» с повесткой об обращении с заявлением о банкротстве не позднее 1 октября 2017 г. С них было солидарно взыскано 23,7 млн рублей. Также с Сергея Фирсова были взысканы убытки 1,4 млн рублей за совершение сделки во вред кредиторам.
Что решил окружной суд
Арбитражный суд Московского округа указал, что само по себе возникновение просрочки перед отдельным кредитором не означает объективного банкротства. Суды не установили дату возникновения объективного банкротства, неверно определили момент возникновения обязанности по обращению с заявлением о банкротстве.
Также суды не привели доказательств осведомленности Сергея Фирсова и Александра Щербакова о финансовом положении должника на 1 сентября 2017 г. Их статус участника другого ООО-кредитора и исполнительного директора сам по себе не подтверждает такую осведомленность.
При определении субсидиарной ответственности нижестоящие суды учли обязательства по договорам 2014-2017 гг. в противоречие с позицией Верховного Суда РФ.
Кассация обратила внимание на отсутствие в резолютивной части указания на солидарный характер ответственности трех ответчиков за неподачу заявления о банкротстве.
Окружной суд также указал на противоречивость выводов судов о привлечении Сергея Фирсова одновременно к субсидиарной ответственности и взысканию с него убытков за одну и ту же сделку. Суды не учли, что в первом случае подлежат применению нормы о субсидиарной ответственности, а во втором - нормы о возмещении убытков.
Кассация отметила, что при уступке права требования к ООО «Гримтавс-Тремт» (контрагенту по оспоренной сделке) нижестоящие суды не выяснили, перешло ли право на привлечение Сергея Фирсова к ответственности к цессионарию. При переходе следовало произвести замену заявителя.
При определении убытков суды должны были выяснить, исполнило ли ООО «Гримтавс-Тремт» обязательство перед цессионарием. Обязательство Сергея Фирсова по возмещению убытков уменьшается на сумму, уплаченную цессионарию.
К спору следовало привлечь и ООО «Гримтавс-Тремт» для выяснения обстоятельств исполнения им обязательств перед цессионарием.
Взыскание с Сергея Фирсова разницы между суммой требования к ООО «Гримтавс-Тремт» и ценой уступки без анализа условий договора цессии противоречит нормам права и позиции Верховного Суда РФ.
Наконец, кассация отменила судебные акты также в части привлечения Бориса Кержнера к ответственности за неподачу заявления о банкротстве, поскольку то же основание и размер ответственности определены и для других ответчиков.
Итог
Арбитражный суд Московского округа отменил определение первой инстанции и постановление апелляции в части привлечения Сергея Фирсова, Александра Щербакова и Бориса Кержнера к субсидиарной ответственности и направил спор в этой части на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.