В деле о банкротстве должника финансовый управляющий подал заявление об установлении суммы процентов по вознаграждению в размере 378 тыс. рублей. Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили заявление, указав, что должнику принадлежит только 1/2 доли реализованной квартиры, поэтому проценты следует начислять лишь на половину выручки. Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил акты нижестоящих судов и удовлетворил заявление в полном объеме, указав, что квартира находилась в общей совместной собственности супругов и была обременена залогом целиком, поэтому проценты по вознаграждению подлежат исчислению исходя из всей суммы выручки от реализации квартиры (дело № А03-10308/2022).
Фабула
В рамках дела о банкротстве Дениса Трубачева финансовый управляющий Илья Буздогаров обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об установлении суммы процентов по вознаграждению в размере 378 тыс. рублей.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявление, установив проценты в размере 189 тыс. рублей. Седьмой арбитражный апелляционный суд оставил определение без изменения.
Илья Буздогаров обратился с кассационной жалобой в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассказал ТГ-канал «Ликвидация и банкротство». ФУ указал, что проценты подлежат исчислению со всей суммы выручки от реализации квартиры, находившейся в залоге по солидарному обязательству супругов.
Что решили нижестоящие суды
Арбитражный суд Алтайского края и Седьмой арбитражный апелляционный суд исходили из того, что Денису Трубачеву принадлежит только 1/2 доли в праве общей совместной собственности на реализованную квартиру. Поэтому фактически доля Дениса Трубачева в выручке от реализации этого имущества составляла лишь 50%, и сумма процентов по вознаграждению финансового управляющего подлежит исчислению только от размера указанной доли.
Что решил окружной суд
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа указал, что по общему правилу сумма процентов по вознаграждению финансового управляющего составляет 7% размера выручки от реализации имущества гражданина.
В случае реализации заложенного имущества при банкротстве залогодателя-физлица 80% вырученных средств направляются залоговому кредитору, 10% – на погашение требований кредиторов 1–2 очереди при недостаточности иного имущества, оставшиеся 10% – на текущие расходы.
Из оставшихся 10% в первую очередь погашаются расходы, понесенные в связи с продажей заложенного имущества, в частности, на оценку, торги, вознаграждение финансовому управляющему, оплату привлеченным лицам.
Проценты по вознаграждению финансового управляющего выплачиваются исключительно за счет и в пределах указанных 10%.
В данном деле квартира находилась в общей совместной собственности супругов и была обременена залогом целиком, супруги являлись созалогодателями и должниками по обеспечительному обязательству.
Следовательно, на супругов возлагается бремя несения расходов в связи с продажей квартиры, являвшейся предметом ипотеки. Примененная нижестоящими судами формула расчета процентов является ошибочной.
Законных оснований для исчисления процентов исходя из половины стоимости реализованного общего имущества супругов, находившегося в залоге по общему обязательству, не имеется.
В отсутствие оснований для снижения размера вознаграждения (признаков недобросовестного, неразумного, противоправного поведения финансового управляющего) проценты подлежат исчислению исходя из общей суммы выручки от реализации квартиры, находившейся в залоге по солидарному обязательству.
Выручка от реализации квартиры составила 5,4 млн рублей, 7% от которой равно 378 тыс. рублей.
Итог
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа отменил определение Арбитражного суда Алтайского края и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда, приняв новый судебный акт, которым установил Илье Буздогарову сумму процентов по вознаграждению финансового управляющего в размере 378 тыс. рублей.