Управление Росреестра по Республике Мордовия обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности Эрмине Мнеян, финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина. Ей вменялось неправомерное проведение торгов, указание недостоверных сведений в отчете и неопубликование информации о торгах в ЕФРСБ. Суды согласились с доводами управления и признали Мнеян виновной, несмотря на ее возражения о допущенной технической ошибке, последующем устранении нарушений и отсутствии вреда. Мнеян обратилась в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность норм КоАП РФ об административной ответственности. По ее мнению, они позволяют произвольно привлекать арбитражных управляющих к ответственности даже за незначительные нарушения. Однако Конституционный Суд не нашел оснований для принятия жалобы, указав, что оспариваемые нормы направлены на защиту порядка банкротства и прав его участников, а особый статус арбитражных управляющих допускает установление для них специальных требований и ответственности.
Фабула
Управление Росреестра по Республике Мордовия по результатам рассмотрения обращения (жалобы) обратилось в марте 2023 г. в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Эрмине Мнеян. Мнеян, будучи финансовым управляющим гражданина-банкрота, провела торги залогового имущества на электронной площадке без согласования с залоговым кредитором, указала недостоверные сведения об имуществе должника в своем отчете и не включила в ЕФРСБ информацию о несостоявшихся торгах залогового имущества.
Арбитражный суд Республики Мордовия признал Мнеян нарушившей ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ и назначил ей предупреждение. Вышестоящие суды оставили решение без изменения.
Мнеян обратилась в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность:
– ч. 3 и 3.1 ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве);
– ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 (возбуждение дела об административном правонарушении);
– п. 10 ч. 2 ст. 28.3 (должностные лица, уполномоченные составлять протоколы).
По ее мнению, эти нормы позволяют произвольно привлекать арбитражных управляющих к административной ответственности, в том числе за незначительные нарушения законодательства о банкротстве. Мнеян посчитала, что это не соответствует ст. 15 (ч. 2), 34 (ч. 1), 37 и 55 (ч. 3) Конституции РФ.
Что решили арбитражные суды
Арбитражные суды установили, что Мнеян допустила указанные нарушения законодательства о банкротстве. Они отклонили доводы Мнеян о том, что техническая ошибка при размещении торгов была устранена, учтен статус залогового имущества, сведения о торгах включены в ЕФРСБ, а лицам, участвующим в деле о банкротстве, вред не причинен.
Суды отметили неоднократность нарушений при проведении торгов, необходимость отражать в отчетах достоверную информацию о ходе банкротства независимо от учета статуса имущества. Они указали на формальный состав вменяемого правонарушения, при котором последующее устранение нарушения и отсутствие вреда не исключают его событие.
Что решил Конституционный Суд
Конституционный Суд РФ отказался принять к рассмотрению жалобу Мнеян.
Суд указал, что законодатель может по-разному конструировать составы административных правонарушений и определять их объективную сторону, исходя из положений закона, регламентирующего отношения, которым деяние причиняет вред. Он может также дифференцировать описание объективной стороны в контексте причинения вреда, разграничивая формальные и материальные составы.
Оспариваемая ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ допускает привлечение арбитражного управляющего к ответственности только за неисполнение обязанностей, непосредственно возложенных на него Законом о банкротстве, если в этом нет уголовно наказуемого деяния. Данная норма обеспечивает соблюдение требований Закона о банкротстве, за нарушение которых Мнеян была привлечена к ответственности.
Особый публично-правовой статус арбитражных управляющих, наделенных публичными функциями, позволяет законодателю предъявлять к ним специальные требования, относить их к должностным лицам и вводить повышенную административную ответственность за их правонарушения. Поэтому ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ сама по себе не нарушает права Мнеян.
Применение судами в деле Мнеян ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ об ответственности за повторное неисполнение обязанностей арбитражным управляющим не подтверждается представленными материалами.
Статья 28.1 КоАП РФ определяет общие положения о поводах возбуждения дел об административных правонарушениях. Согласно ч. 1.1 этой статьи, поводами к возбуждению дела по ст. 14.13 КоАП РФ являются заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, содержащие данные о событии правонарушения. При этом дело возбуждается должностным лицом только при наличии достаточных данных о событии правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).
Пункт 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предусматривает право должностных лиц органа по контролю за деятельностью СРО арбитражных управляющих (Росреестра) составлять протоколы об административных правонарушениях арбитражных управляющих, предусмотренных ст. 14.13 КоАП РФ.
Взаимосвязанные положения ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 и п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ приняты в пределах компетенции законодателя и также не нарушают права Мнеян. В конкретном деле Мнеян обстоятельства, установленные по результатам административного расследования, получили подтверждение в арбитражном суде при рассмотрении заявления о привлечении ее к ответственности.
Итог
Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы Эрмине Мнеян, поскольку она не отвечает требованиям закона о Конституционном Суде РФ, в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.
Почему это важно
А вот и еще подарок под елочку от КС РФ. Все управляющие знают о том, что в силу Закона о банкротстве в действующей редакции Росреестр осуществляет контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, но не самих управляющих (в предыдущей редакции было указано про контроль за деятельностью и тех, и других). Из этого родилась теория, что Росреестр не вправе проводить проверки деятельности управляющих по обращениям жалобщиков. Вот на ней, как мне кажется, сегодня Конституционным Судом поставлен крест.