Конституционный Суд поставил крест на теории, что Росреестр не вправе проводить проверки деятельности управляющих по обращениям жалобщиков, отмечают юристы.

Управление Росреестра по Республике Мордовия обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении к административной ответственности Эрмине Мнеян, финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина. Ей вменялось неправомерное проведение торгов, указание недостоверных сведений в отчете и неопубликование информации о торгах в ЕФРСБ. Суды согласились с доводами управления и признали Мнеян виновной, несмотря на ее возражения о допущенной технической ошибке, последующем устранении нарушений и отсутствии вреда. Мнеян обратилась в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность норм КоАП РФ об административной ответственности. По ее мнению, они позволяют произвольно привлекать арбитражных управляющих к ответственности даже за незначительные нарушения. Однако Конституционный Суд не нашел оснований для принятия жалобы, указав, что оспариваемые нормы направлены на защиту порядка банкротства и прав его участников, а особый статус арбитражных управляющих допускает установление для них специальных требований и ответственности.

Фабула

Управление Росреестра по Республике Мордовия по результатам рассмотрения обращения (жалобы) обратилось в марте 2023 г. в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении к административной ответственности арбитражного управляющего Эрмине Мнеян. Мнеян, будучи финансовым управляющим гражданина-банкрота, провела торги залогового имущества на электронной площадке без согласования с залоговым кредитором, указала недостоверные сведения об имуществе должника в своем отчете и не включила в ЕФРСБ информацию о несостоявшихся торгах залогового имущества.

Арбитражный суд Республики Мордовия признал Мнеян нарушившей ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ и назначил ей предупреждение. Вышестоящие суды оставили решение без изменения.

Мнеян обратилась в Конституционный Суд РФ, оспаривая конституционность:

– ч. 3 и 3.1 ст. 14.13 (неправомерные действия при банкротстве);

– ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 (возбуждение дела об административном правонарушении);

– п. 10 ч. 2 ст. 28.3 (должностные лица, уполномоченные составлять протоколы).

По ее мнению, эти нормы позволяют произвольно привлекать арбитражных управляющих к административной ответственности, в том числе за незначительные нарушения законодательства о банкротстве. Мнеян посчитала, что это не соответствует ст. 15 (ч. 2), 34 (ч. 1), 37 и 55 (ч. 3) Конституции РФ. 

Что решили арбитражные суды

Арбитражные суды установили, что Мнеян допустила указанные нарушения законодательства о банкротстве. Они отклонили доводы Мнеян о том, что техническая ошибка при размещении торгов была устранена, учтен статус залогового имущества, сведения о торгах включены в ЕФРСБ, а лицам, участвующим в деле о банкротстве, вред не причинен.

Суды отметили неоднократность нарушений при проведении торгов, необходимость отражать в отчетах достоверную информацию о ходе банкротства независимо от учета статуса имущества. Они указали на формальный состав вменяемого правонарушения, при котором последующее устранение нарушения и отсутствие вреда не исключают его событие.

Что решил Конституционный Суд

Конституционный Суд РФ отказался принять к рассмотрению жалобу Мнеян.

Суд указал, что законодатель может по-разному конструировать составы административных правонарушений и определять их объективную сторону, исходя из положений закона, регламентирующего отношения, которым деяние причиняет вред. Он может также дифференцировать описание объективной стороны в контексте причинения вреда, разграничивая формальные и материальные составы.

Оспариваемая ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ допускает привлечение арбитражного управляющего к ответственности только за неисполнение обязанностей, непосредственно возложенных на него Законом о банкротстве, если в этом нет уголовно наказуемого деяния. Данная норма обеспечивает соблюдение требований Закона о банкротстве, за нарушение которых Мнеян была привлечена к ответственности.

Особый публично-правовой статус арбитражных управляющих, наделенных публичными функциями, позволяет законодателю предъявлять к ним специальные требования, относить их к должностным лицам и вводить повышенную административную ответственность за их правонарушения. Поэтому ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ сама по себе не нарушает права Мнеян.

Применение судами в деле Мнеян ч. 3.1 ст. 14.13 КоАП РФ об ответственности за повторное неисполнение обязанностей арбитражным управляющим не подтверждается представленными материалами.

Статья 28.1 КоАП РФ определяет общие положения о поводах возбуждения дел об административных правонарушениях. Согласно ч. 1.1 этой статьи, поводами к возбуждению дела по ст. 14.13 КоАП РФ являются заявления лиц, участвующих в деле о банкротстве, содержащие данные о событии правонарушения. При этом дело возбуждается должностным лицом только при наличии достаточных данных о событии правонарушения (ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ).

Пункт 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ предусматривает право должностных лиц органа по контролю за деятельностью СРО арбитражных управляющих (Росреестра) составлять протоколы об административных правонарушениях арбитражных управляющих, предусмотренных ст. 14.13 КоАП РФ.

Взаимосвязанные положения ч. 1 и 1.1 ст. 28.1 и п. 10 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ приняты в пределах компетенции законодателя и также не нарушают права Мнеян. В конкретном деле Мнеян обстоятельства, установленные по результатам административного расследования, получили подтверждение в арбитражном суде при рассмотрении заявления о привлечении ее к ответственности.

Итог

Конституционный Суд РФ отказал в принятии к рассмотрению жалобы Эрмине Мнеян, поскольку она не отвечает требованиям закона о Конституционном Суде РФ, в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

Почему это важно

А вот и еще подарок под елочку от КС РФ. Все управляющие знают о том, что в силу Закона о банкротстве в действующей редакции Росреестр осуществляет контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, но не самих управляющих (в предыдущей редакции было указано про контроль за деятельностью и тех, и других). Из этого родилась теория, что Росреестр не вправе проводить проверки деятельности управляющих по обращениям жалобщиков. Вот на ней, как мне кажется, сегодня Конституционным Судом поставлен крест.

Сергей Домнин
арбитражный управляющий Союз арбитражных управляющих «Созидание»
«