С 2019 года доля свободных площадей в складских комплексах упала с 4,9% до нуля, констатируют в инвестиции в компании NF Group Research. При этом объемы нового строительства за тот же период выросли в 3,3 раза: в 2019 году было сдано 850 тыс. кв. метров хранилищ, план на 2024-й — 2,78 млн «квадратов». В 2023 году введено в строй 1,61 млн кв. метров помещений.
Стремительная динамика обусловлена ростом электронной коммерции и развитием сухопутных торговых коридоров, в том числе тех, которые ведут к крупным морским хабам, пишет журнал CRE со ссылкой на экспертное мнение УК «Альта+».
Особенно важное значение приобретают регионы РФ, граничащие с азиатскими странами. Из Азии в Россию теперь идут основные потоки потребительских товаров, комплектующих и материалов для производства. Поэтому инвесторы вкладывают десятки миллиардов рублей в строительство складов рядом с Казахстаном, Китаем и Азербайджаном, а также на пути транспортных маршрутов по направлению к ним.
Это приводит к смещению интереса инвесторов из столиц на периферию РФ: если в 2019 году доля регионов в общем объеме инвестиций измерялась несколькими процентами, то в 2023-м она достигла 22%, подсчитали аналитики Nikoliers.
Учитывая продолжающийся рост интернет-торговли (на ее игроков пришлось 64% арендованных и купленных в 2023 году складских площадей против 30% в 2019-м), спрос на склады в ближайшие годы будет расти, а вместе с ним и арендные ставки, прогнозируют эксперты. Это подогревает интерес инвесторов к складским проектам. К профильным застройщикам присоединяются новые игроки, пришедшие с других рынков, отмечает Артем Хомышин, руководитель направления регионального развития бизнеса FM Logistic в России.
В их числе инвестиционные фонды крупных банков, промышленники, участники рынков классического ритейла, офисов, жилья.
«Если даже фонды самых крупных госбанков активно скупают склады, то всем очевидно, насколько интересен рынок», — добавляет Станислав Ахмедзянов, управляющий партнер IBC Global.
Причем доходность региональных инвестиций сейчас выше, чем в московском и петербургском районах. Кроме того, в столицах наблюдается дефицит качественных объектов со стабильным пулом арендаторов, поэтому недостающие лоты ЗПИФы будут искать в регионах, предполагает Марина Толстошеева, руководитель УК «Альта+».
«Рост инвестиционных сделок продолжится вдоль всех развивающихся транспортных коридоров на юг и восток. В попытках привлечения новых средств создаются и новые продукты, например, стратегия value-added, позволяющие привлекать инвестиции даже к незаполненным арендаторами объектам», — убеждена Марина Толстошеева.